fillipПечальник земли Русской, первый из наших иерархов принял мученический венец "за христианы и за имя Христово", дерзнув восстать святительской властью на произвол и казни опричнины.
Весь его земной путь овеян величием и красотой подвига, от юных лет (родился 11 февраля 1507 г.) освящен духовными исканиями, когда он, Федор Колычев, еще жил в блеске двора. Тайно ушел из Москвы. Затем – годы подвижничества на Студеном море, в Соловецком монастыре, который он за восемнадцать лет игуменства привел к состоянию, навсегда закрепившему за ним славу одной из величайших святынь Руси.


26 июня 1556 г. под торжественный звон колоколов и радостные крики народа, уповавшего на инока-пустынника, "усмыряюща лютость царя", в Москве принял святительство. "Боже сил! ... Да воссияет лицо Твое, и спасемся", - укреплял во времена опричного разгула святитель свою несчастную паству. Принародно в Успенском соборе обличал Ивана Грозного: "Ни по одежде, ни по делам не видно Государя!".
В рубище на дровнях везли владыку в заточение в тверской Отроч монастырь, а он поднимал, закованные в цепи руки, и благословлял православных: "Дети мои! Я сделал, что мог. Уповайте на Бога!". Царь не смог сломить духа святителя Христова и, страшась, подослал к нему Малюту Скуратова, который 9 января 1569 г. задушил святого узника.


В день памяти святителя Филиппа, задумаемся о значении для нас пастырского благословения.
Все мы, православные, должны дорожить благословением своих пастырей, получивших право благословлять от Самого Господа Иисуса Христа, Который при Вознесении, окруженный верными Своими учениками, "подняв руки Свои, благословил их" (Лук. 24, 50), а в их лице - и всех верующих, всегда и повсюду. Вознесся Он "никакоже отлучаяйся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Его: Аз есмь с вами, и никтоже на вы".


На этом обещании утверждается сила священнического благословения. Оно, если принимается с верой, приносит благословляемым духовную пользу и защиту от напастей. Как спит младенец спокойным сном под осенением благословляющей матери, так и душа верующего успокаивается и ободряется благословением Церкви, через служителя алтаря Господня. Священническое благословение святитель Иоанн Златоуст называет "оружием духовным, которое делает христианина безопасным со всех сторон, и непобедимым".


И, действительно, не только в делах важных и предприятиях, сопряженных с трудностями и опасностями, благословение духовных лиц содействовало успеху, но и в обычных житейских занятиях являло иногда удивительную силу. В монастыре святого Венедикта строили здание. Нужно было поднять большой камень, но рабочим, несмотря на все усилия, не удавалось это сделать. Тогда они пригласили преподобного игумена и, когда он, сотворив молитву, благословил, подняли камень так легко, как будто он совсем не имел веса.


Кто-то скажет, что такая сила благословения есть только у святых, а обычное священническое благословение ничего такого чудесного нам в жизни не показывает. Таким сомневающимся не следует забывать, что "уверовавших... будут сопровождать... знамения" (Мк. 16, 17). Какой могут ожидать пользы для себя те, кто подходят к священнику под благословение из одного лишь приличия, только потому, что так принято, а не потому, что он есть орудие Божией благодати? Каков бы ни был священник, он совершает дело Божие, на которое поставлен свыше. Поэтому, подходя под благословение, не будем сомневаться в его силе, не будем думать о достоинствах и недостатках священника, а будем стараться очищать свою душу, если действительно ищет она принятия духовного дара, принятия благодати.