Епархиальные новости

1802918 апреля митрополит Ювеналий посетил Свято-Троицкую Одигитриевскую Зосимову пустынь в Наро-Фоминском районе.
Утром в Троицком соборе монастыря архипастырь совершил Литургию Преждеосвященных Даров. В исторический для обители день, у врат монастыря Владыку встречала настоятельница монахиня Елена, благочинный церквей Наро-Фоминского округа протоиерей Олег Митров и глава Наро-Фоминского района А. Н. Баранов.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховской Роман, благочинный церквей Наро-Фоминского района протоиерей Олег Митров и духовенство Наро-Фоминского благочиния. На малом входе Владыка митрополит возвел монахиню Елену (Конькову) в сан игумении и к празднику Святой Пасхи наградил духовенство богослужебными наградами.

По окончании богослужения митрополит Ювеналий обратился к богомольцам с архипастырским словом:

«Ваше Преосвященство, дорогой Владыка Роман, возлюбленные пастыри, всечестная игумения Елена, возлюбленные братия и сестры!

Сегодня мы вступили в воспоминания о страданиях Господа нашего Иисуса Христа, в Великий понедельник Страстной седмицы. Святое Евангелие, которое каждый раз для нашего назидания, для нашего спасения читается за Литургией, повествует нам о картине Второго Пришествия Христова. И какой урок мы должны извлечь из этого места? Мы всегда должны жить так, чтобы быть готовыми предстать перед Праведным Судией и дать ответ за прожитую жизнь и сподобиться, по Божиему милосердию, Царствия Небесного. Господь предупреждает, что может быть много разных слухов, много может являться лжехристов, но когда Он придет второй раз на землю со славой, то будет знамение небесное и явится знамение Христа на небе, и Сам Сын Божий воссядет на судищи. Эти мысли евангельские полезны нам, когда мы совершили поприще сорокадневного поста и вступили в вспоминания страданий Господа. Когда читаешь Святое Евангелие, когда представляешь Крестную Жертву Христа, то невольно думаешь, как ничтожны несравнимо наши беды, человеческие страдания, по сравнению с тем, что ради нас и ради нашего спасения совершил Спаситель мира. И Он дал нам не только пример, пример любви, пример жертвенности к роду человеческому, но Он дает нам Свою Божественную силу в несении нашего жизненного креста. И так изо дня в день на Страстной седмице мы будем вспоминать и страшные нравственные муки Христа, когда Его предает один из Его учеников, а другой отрекается от Него, и когда мы будем вспоминать сострадание Божией Матери у Креста своему Возлюбленному Сыну, пусть это даст нам духовную силу, понять какой драгоценной ценой достигнуто наше спасение. И какая у нас реальная перспектива в наше воскресение встретить Праведного Судию и предстать перед Ним, давая отчет, за все, что мы сотворили злого и не сотворили доброго, что могли совершить на этой земле. А потом, когда будем мы встречать Светлое Христово Воскресение, в море Божиего милосердия забудутся наши треволнения, забудутся наши печали, и мы в радости духовной будем встречать этот день, как залог нашего воскресения для вечной жизни.

Возлюбленые братия и сестры, в этом году исполняется 185 лет со дня основания этой святой обители. И я рад, что мы ознаменовали его, этот юбилей, нашей совместной молитвой. Так принято у христиан, все события освящать молитвой, благодаря Господа за все, что Он нам ниспосылает. Эта обитель богата святой традицией, которая в первую очередь по благословению святителя Московского Филарета заложена на этом святом месте и освящена подвигами, наставлениями и трудами преподобного старца Зосимы. Замечательно, что память о нем жива. Радостно, что и родственники его тоже здесь есть до настоящего времени. И продолжают его завещанный путь ко спасению.

История этой обители славна подвигами пяти настоятельниц, одна из которых является преподобномученицей. Здесь были замечательные пастыри, и один из них, священномученик Дмитрий, принял мученическую кончину. Как и обитель прошла от своего расцвета, когда 276 насельниц здесь было. Внешний вид ее был цветущий. Богоугодные заведения, в которых сестры монастыря заботились о немощных и детях. А ХХ век был временем поругания святой обители. Сначала сестры здесь в артели смиренно работали, потом им и этого не дали. Арестовывали, разгоняли, издевались, подвергали заключению. А потом, стыдно вспоминать, что было здесь, можно сказать только словами сегодняшнего евангельского чтения — „мерзость запустения" (Мф. 24:15) Но Бог поругаем не бывает. Молитвы праведников, новомучеников и исповедников Российских, дали возможность вновь востеплить лампаду молитвы на этом святом месте.

Я вспоминаю первые шаги по восстановлению монашеской жизни, попытки оборудовать богослужебное помещение, и хочу с благодарностью сказать, что местные власти с самого начала и до сегодняшнего дня проявляют попечение, заботу и поддержку по восстановлению порушенной святыни. У нас много в Московской области женских и мужских монастырей. Но, может быть, мужчинам легче переносить тяготы восстановительной жизни. А здесь на хрупких плечах нескольких сестер всё зиждется. Мы можем только Господа возблагодарить, что Он посылает смиренных священников, которые в традициях старца Зосимы не только служат, но и несут слово назидания, в первую очередь сестрам и всем паломникам, которые переступают порог этого храма. И можно, по-человечески сказать, что повезло и с настоятельницей, которую сегодня за многолетние усердные труды, по благословению Святейшего Патриарха, я возвел в сан игумении. После страшных гонений, которые были в ХХ веке, когда физически уничтожались не только священнослужители, но и монашествующие, как бы прервалась цепь, которая имела место веками на Руси. И мы воссоздаем монашество на основании православного опыта жизни подвижников с тем, чтобы достойно представить своему народу тех, кто дал обет перед Богом и людьми.

Я очень рад, что сегодня мы отмечаем наши этапы духовной жизни: и трагедии, и славное восстановление святой обители. Я благодарю всех, кто принимает участие в помощи монастырю. Господь да воздаст каждому из вас за ваши заботы, за ваши труды, которые вы несете для спасения души, помогая Свято-Троицкой Одигитриевской обители. Я надеюсь, что с сегодняшнего дня, когда монахиня Елена стала игуменией, еще теснее станет ваша с нею и сестрами духовная связь. Я верю, что Господь милостиво будет презирать на все нужды этой святой обители, взирая на любовь к Богу и ближним игумении и насельниц этого монастыря. Я поздравляю причастников и причастниц с принятием Святых Христовых Тайн. И желаю всем нам в радости духовной пройти эти священные воспоминания Страстной седмицы в благочестии и чистоте, достичь и поклониться Светлому Христову Воскресению.

Дорогая матушка игумения Елена! Сегодня радостный и ответственный день в вашем служении Святой Христовой Церкви, потому что игуменский сан налагает на вас новые обязанности, новую ответственность в служении Святой Церкви. При возведении в сан игумении дается игуменский жезл, посох, как символ власти. Но эта власть, даваемая Богом, предусматривает ответ перед Богом за каждого человека, который подвизается в монастыре, и за каждого, кто встречается с вами, соприкасается с вами, с вашей жизнью, с вашими мыслями, с вашими словами. Мне хочется молитвенно пожелать, чтобы Господь укреплял вас. Не надо ссылаться на человеческие немощи, потому что силой Божией мы делаем все, что совершаем на земле. Апостол говорит: „Сила Божия в немощи совершается" (2 Кор. 12:9). И вот с этими мыслями, всечестная игумения Елена, приими сей жезл, имже утверждей паству твою, да правиши, яко и слово имаши отдати за ню нашему Богу во дни суда».

В ответном слове настоятельница игумения Елена поблагодарила Владыку за оказанное высокое доверие и преподнесла Владимирскую икону Божией Матери.

Со словом приветствия к Владыке также обратился глава Наро-Фоминского района А. Н. Баранов. По окончании богослужения состоялась общая монастырская трапеза.

www.mepar.ru

1796715 апреля, в заключительный день Святой Четыредесятницы, после которой до светлого дня Пасхи остается Вербное воскресенье и Страстная седмица, митрополит Ювеналий посетил святые обители Можайской земли.

Визит Владыки митрополита начался с Колоцкого монастыря. Успенский Колоцкий женский монастырь является одним из старейших монастырей Московской епархии. В начале XV века крестьянин Лука нашел у реки Колочь, на дереве, чудотворную икону Божией Матери, на двух затворах которой были изображены пророк Илия и святитель Николай. На собранные деньги при церкви, где находилась Колочская икона, благоверный князь поставил монастырь во имя Успения Божией Матери и пожаловал монастырю земельные угодья с крестьянами. Уже в XV в. монастырь был «богатым и великим». В нем были 2 каменные церкви: Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая Чудотворца и Богоявленская церковь, а также церковь во имя святителя Алексия, митрополита Московского, под колокольней. В 1609 г. во время польско-литовской интервенции монастырь был разорен неприятелем. В 1784 году Успенский храм и колокольню перестроили, возвели каменную стену с угловыми башнями и настоятельский корпус. С восточной и северной стороны к стене примыкали два пруда — Трещенков и Святой. В 1788 году Колоцкий монастырь отошел в ведение Смоленской епархии. В 1812 г. монастырь стал форпостом русской позиции накануне Бородинского сражения. 20 августа здесь расположилась штаб-квартира главнокомандующего М. И. Кутузова, а 21 — сосредоточились главные силы русской армии, которые на следующий день отступили к Бородину. 24 августа у стен монастыря войска русского арьергарда вступили в ожесточенную схватку с авангардом французской армии.

С отходом русских войск в монастыре разместился штаб Наполеона. После Бородинского сражения здесь был устроен французский госпиталь. 29 октября отступающие французские войска вновь прошли через Колоцкое, сам Наполеон ночевал в монастыре, полностью забитом ранеными. На следующий день у стен монастыря вновь произошел бой «великой армии» с отрядами казаков. При отступлении французы разграбили иконостас, церковную утварь и сожгли все деревянные постройки обители.

В стенах обители побывали многие знаменитые люди прошлого: император Александр I, цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II), митрополит Московский Платон (Левшин), фельдмаршал М. И. Кутузов, поэт-партизан полковник Денис Давыдов и многие другие герои Отечественной войны 1812 г.

Вскоре после революции в 1918 году монастырь был закрыт, и более 70 лет не было слышно на Колочской земле колокольного звона, не возносилась монашеская молитва в стенах Успенского собора, разрушились здания, уничтожено монастырское кладбище. Казалось, что и сама память о дивном чуде явления чудотворной Колочской иконы, произошедшем на этом святом месте, уже давно исчезла. Но находились верующие люди, которые не теряли надежду, что древняя обитель вновь возродится. Тайно приходили они на это место и со слезами и скорбью молились Господу и Матери Божией. Не зарастала тропа и к святому источнику. И, наконец, настал час, когда вновь ожила обитель, но теперь уже женская.

По благословению митрополита Ювеналия и по согласованию с руководством Бородинского музея в 1993 году монастырь начал действовать в качестве подворья Спасо-Бородинского женского монастыря.

Трудами и тщанием настоятельницы Спасо-Бородинского монастыря игумении Серафимы (Исаевой) в сестринском корпусе была оборудована домовая церковь во имя преподобномученицы Елисаветы, где с тех пор стали совершаться богослужения. Была возобновлена традиция совершения ежегодного крестного хода в день празднования Колочской иконы Божией Матери (22 июля) с местночтимой Колочской иконой Богородицы на святой источник, а на самом источнике в 1996 году возведена деревянная надкладезная часовня.

Однако активное возрождение монашеской и церковной жизни началось лишь в конце 1997 года, когда определением Священного Синода от 3 октября 1997 г. древняя обитель из подворья Спасо-Бородинского монастыря была преобразована в Успенский Колоцкий женский монастырь.

10 октября 1997 года святую обитель посетил митрополит Ювеналий. В домовой церкви во имя преподобномученицы Елисаветы Высокопреосвященнейший Владыка зачитал Указ Священного Синода об открытии Успенского Колоцкого женского монастыря и назначении настоятельницей обители бывшей казначеи Спасо-Бородинского монастыря монахини Таисии (Исаевой) и возложил на нее наперсный крест. В этот же день в домовом храме был совершен первый после закрытия монастыря монашеский постриг одной из насельниц Спасо-Бородинского женского монастыря монахини Рахили, через три года ставшей здесь настоятельницей.

Кроме настоятельницы из Спасо-Бородинского монастыря были направлены 4 сестры возрождать древнюю Колоцкую обитель, среди которых была и послушница Ирина Гавринева, будущая игумения Амвросия. 30 октября 1997 года указом митрополита Ювеналия служащим священником был назначен иерей Вячеслав Иголкин. Первая Божественная литургия в возрожденном монастыре была совершена 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери. После этого началось совершение регулярных богослужений. Благочестивое население округи с радостью восприняло известие об открытии обители.

Каждый день в возрождающейся обители был не похож на все остальные, приносил что-то новое: маленькое чудо, новое открытие, маленький шажок к благоустройству и благоукрашению монастыря. Каждый забитый гвоздик, каждый метр очищенной от мусора земли, каждый приход новых людей в храм приносил радость насельницам. С каждым днем все возрастало число прихожан, уменьшалось количество праздных посетителей.

В обители появились постоянные и неутомимые помощники из поселка Уваровка, среди которых был будущий священник обители иеромонах Евфимий (Гончаров), в то время просто раб Божий Василий.

Первое празднование Колочской иконы Божией Матери во вновь открытой обители совпало с 585-летием со дня явления чудотворного образа и основания монастыря. В этот день богослужение совершил архиепископ Можайский Григорий. Прихожан и гостей было столько, что места в храме не хватало и многие молились на улице.

В июле 1999 года Можайскую землю посетил Святейший Патриарх Алексий II. 6 июля, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх совершил в Спасо-Бородинском монастыре Божественную литургию, во время которой возвел настоятельницу Колоцкого монастыря монахиню Таисию в сан игумении и вручил посох.

29 декабря 1999 года в Колоцком монастыре произошли неожиданные изменения. Указом митрополита Ювеналия игумения Таисия (Исаева) была переведена настоятельницей в Спасо-Бородинский женский монастырь, а на должность настоятельницы Колоцкой обители назначена монахиня Рахиль (Райш), бывшая казначея Спасо-Бородинского монастыря. Указы о назначении зачитали приехавшие в обитель архиепископ Можайский Григорий и епископ Видновский Тихон.

31 декабря сестры попрощались с игуменией Таисией и приняли новую настоятельницу. В это время вместе с матушкой Рахилью в обители было всего 8 насельниц.

Жизнь в обители продолжала налаживаться. 19 декабря 2000 года в день памяти святителя Николая Чудотворца в Успенском храме в Никольском приделе впервые был отслужен молебен с водосвятием и акафистом святителю.

Стараниями монахини Рахили и священника Колоцкого монастыря иерея Вячеслава Иголкина начала возрождаться духовная жизнь в поселке Уваровка, расположенном в 5 километрах от обители.

По благословению митрополита Ювеналия и по инициативе настоятельницы Успенского Колоцкого женского монастыря монахини Рахили в Уваровке началось строительство храма преподобного Серафима Саровского в качестве монастырского подворья. Впоследствии храм стал самостоятельным.

В январе 2001 года было совершено первое богослужение в зимней части Успенского собора — в правом приделе в честь святителя Николая Чудотворца, а во время Великого поста епископом Тихоном там впервые была совершена Божественная литургия. В это же время начались работы по восстановлению второго — Ильинского придела и устройства в нем иконостаса.

13 июня 2001 года обитель посетил Владыка Ювеналий, который осмотрел монастырь и поблагодарил настоятельницу Рахиль и сестер обители за труды.

К 22 июля 2002 года был восстановлен левый Ильинский придел Успенского собора. Торжественное богослужение во вновь устроенном приделе совершил митрополит Ювеналий.

10 октября 2002 года Владыка митрополит вновь посетил Колоцкий монастырь по случаю 5-летнего юбилея обители. За Божественной литургией в сослужении епископа Видновского Тихона митрополит Ювеналий возвел настоятельницу Рахиль в сан игумении «за труды по восстановлению древней святыни и возрождению в ней монашеской жизни». Высокопреосвященнейший Владыка также отметил труды первой настоятельницы монастыря игумений Таисии, служащего священника иерея Вячеслава и наградил благодетелей обители благословенными грамотами.

С каждым годом число прихожан в обители увеличивалось, богослужения стали совершаться и в поселке Уваровка. Одному священнику уже трудно было справляться. Указом митрополита Ювеналия 16 мая 2003 года в обитель был назначен еще один священник — иеромонах Евфимий (Гончаров).

29 декабря 2004 года Указом митрополита Ювеналия игумения Рахиль (Райш) была переведена настоятельницей в Спасо-Бородинский монастырь, а настоятельницей Колоцкого монастыря назначена бывшая благочинная монахиня Серафима (Шумейко).

31 января 2006 года по благословению митрополита Ювеналия исполняющей обязанности настоятельницы Колоцкого монастыря была назначена монахиня Амвросия (Гавринева), а определением Священного Синода от 11 апреля этого же года она утверждена в этой должности. 19 апреля 2006 года Владыка Ювеналий возложил на нее наперсный крест по должности.

15 апреля 2011 года Владыка Ювеналий совершил в Колоцком монастыре Литургию Преждеосвященных Даров в сослужении благочинного монастырей епископа Серпуховского Романа, благочинного Можайского округа игумена Даниила (Жирнова) и духовенства Можайского благочиния и Колоцкого монастыря.

На торжественном богослужении присутствовали глава администрации Можайского района Д. М. Беланович, глава администрации г. Можайска И. В. Сунгуров, глава администрации городского поселения г. Уваровка А. А. Привалов, настоятельница Спасо-Бородинского монастыря игумения Серафима (Исаева) с сестрами обители, сотрудники Бородинского военно-исторического музея-заповедника.

За Божественной литургией Владыка Ювеналий возвел настоятельницу обители Успенского Колоцкого монастыря монахиню Амвросию (Гавриневу) в сан игумении. По окончании богослужения Владыка митрополит обратился с архипастырским словом:

«Всечестная игумения Амвросия, Ваше Преосвященство, уважаемые Дмитрий Михайлович и Игорь Валентинович, всечестные отцы, дорогие братия и сестры.

Господь дал нам радость спасения — сорок дней Великого поста. И наедине со своей совестью мы можем ответить, явились ли мы победителями греха? Грех, как болезнь глубокая, уходящая в организм, разъедает естество человеческое, и чтобы искоренить его, требуется множество духовных лекарств, и одно из них — покаяние. Святая Церковь призывала нас в дни Святой Четыредесятницы оставить грех, принести покаяние, причаститься Святых Христовых Таин и через это духовно укрепиться. Мне часто приходится повторять, что мы не только должны не делать греха, не осквернять свою душу и тело беззаконием, но должны по заповеди Христовой творить добрые дела. Каждый на своем месте. Святой апостол Павел говорил о язычниках, а мы можем сказать о тех, которые не уверовали в Господа и Спасителя нашего, что они, не имеющие Божиего Закона, естеством законное творят, живут по совести своей и поэтому все мы должны в любви, согласии творить добрые дела друг для друга (Рим. 2:12–14). Об этом хочется сказать, находясь в одном из древних монастырей святой Руси, с которым связано и трагическая, и героическая история России. Этот монастырь жил всегда под покровом Богоматери после явления ее чудотворного образа — Колоцкого. Много этапов пережил монастырь и рассвета, и славы духовной, и разрушений от польско-литовского нашествия, а двести лет тому назад — от Наполеона. Обитель была в центре этих событий, которые в будущем году мы собираемся отметить на Можайской земле. Второе десятилетие идет восстановление монашеской жизни. Я в минувшие дни посещал несколько наших монастырей, и хочется повторить то, что говорил там, вспоминая слова Священного Писания, что „Бог в нерукотворенных храмах живет" (Деян. 7:48) И хотя мы за последнее десятилетие многое сделали, восстановлены порушенные святыни во многих городах и поселениях Подмосковья, но в первую очередь, и особенно сейчас, когда уже первый этап восстановления прошел, мы обращаем внимание на духовное возрождение, чтобы вернуть нашим соотечественникам в их сердца веру Христову, не потерять подрастающее поколение. Почему мы основное внимание в нашей просветительской деятельности и обращаем на детей, на молодежь, знакомя их с основами веры, которая оставила неизгладимый след в нашей национальной культуре. Я рад, что монастыри наши, в том числе и этот, летом принимают детей, подростков, которые проводят свой отдых на этой благословенной земле и знакомятся с церковной жизнью через посещение обителей и храмов, расположенных в Можайске. Конечно, малыми силами трудно совершать духовное возрождение. Но мы никогда не унывали, мы всегда помнили, что Бог нам прибежище и сила, и поэтому, уповая на помощь Божию, мы не останавливаемся перед трудностями, а молимся чтобы Господь все устроил во общее наше благо.

Дорогая матушка игумения, сегодня Вы посвящены в игуменский сан. За плечами у Вас уже несколько лет подвига, как настоятельницы в этой святой обители. Не мне говорить о трудностях, которые испытывает монастырь и малый состав сестер. Мы будем надеяться на помощь Божию, и поэтому не нужно унывать, нужно горячо молиться, чтобы Господь в первую очередь дал спасение тем сестрам, которые с вами находятся здесь в монашеском подвиге. Важно и то, чтобы Господь дал веру тем, которые переступают порог этой древнейшей обители. И чтобы через это они познавали Единого Истинного Бога, обретали смысл жизни и укреплялись в своих повседневных трудах. С этими мыслями я хочу вручить символ вашего игуменского служения.

Всечестная игумения Амвросия, приими сей жезл, имже утверждей паству твою, да правиши, якоже и слово имаши отдати за ню нашему Богу во дни суда».

Из Колоцкого монастыря Владыка митрополит направился в Спасо-Бородинский женский монастырь, где во Владимирском соборе обратился к сестрам со словами ободрения и наставления:

«Ваше Преосвященство, дорогая матушка игумения Серафима! Совершив сегодня Литургию Преждеосвященных Даров в Колоцком монастыре и возведя монахиню Амвросию в сан игумении, я вспоминаю, как минувший очередной юбилей Бородинской битвы готовили в комиссии, в которой я тоже тогда трудился. На заседании шла дискуссия, когда говорили, стоит ли красить крышу, стоит ли еще что-то поновлять, потому что впереди большой юбилей, и тогда все будет фундаментально сделано, а я с улыбкой говорил, что надо покрасить обязательно, неизвестно, дойдут ли руки потом, и вот, слава Богу, мы сегодня посещаем обитель, видим следы тех трудов, тех достижений. И самое ценное для нас, что здесь есть сестричество монастырское, которое исполняет традиции двухсотлетней давности, по благословению святителя Филарета, митрополита Московского, основательницы монастыря матушки игумении Марии, повседневно возносить молитвы о воинах, на поле Бородинском убиенных. Это святая миссия нашей Церкви. И Владимирский храм — памятник этим воинам, их мужеству, отдавшим жизнь за родную землю. Раньше считали, что все победы достигнуты милостью и силой Божией. В знак благодарности Господу воздвигали храмы. Так вот воздвигнут Храм Христа Спасителя в Москве и, мало кто знает, Троицкий собор в Подольске. То, что сейчас обитель имеет возрожденную монашескую сестринскую общину, — это продолжение святой традиции, которая зародилась двести лет назад. И мы молим Господа, чтобы не прекращалась эта традиция на Руси. Мы не унываем, когда видим, что не все еще так совершенно на этой земле. Промысел Божий ведет нас ко спасению.

Желаю оставшиеся несколько дней до Пасхи Христовой провести в молитве, посте, воздержании и мире духовном, чтобы с радостью встретить и поклониться Светлому Христову Воскресению».

Затем Владыка осмотрел сестринский корпус, помещения воскресной школы и просфорни.

Завершился визит Владыки Ювеналия в Можайск посещением Лужецкого Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря. В древнем соборе святой обители, Архипастырь также, произнеся назидательное слово, вручил настоятелю игумену Мефодию (Соколову) игуменский жезл.

«Всечестной отец Мефодий! Я очень рад вновь посетить эту древнюю, духовно прославленную обитель, которая более шестисот лет привлекает сюда людей, ищущих спасения. Ты пребываешь в этом монастыре в качестве настоятеля обители в период, когда в условиях свободы возрождается церковная жизнь в России. Она возрождается и на территории нашего Подмосковья, в Московской епархии, по всем направлениям. Это и возрождение порушенных святынь, и строительство новых храмов, и возрождение монашеской жизни. Последнее является особым подвигом людей, которые дают обет всецело посвятить себя служению Богу, Церкви и ближним. По многим причинам это очень трудно совершать. Я не говорю уже, что монахи приходят на оскверненные и порушенные руины монастырей и храмов, а преемственность монашеских традиций потеряна. И сегодня мы ее по крупицам, можно сказать, воссоздаем на основании Евангельского учения, предания и истории монашества в Православной Церкви, и в частности, на Руси. И поэтому перед Богом и людьми подвиг монашества в Русской Церкви особенно дорог и ценен, но я хотел бы отметить, — и очень ответственен. Потому что порой на духовенство, на монашествующих люди смотрят как на пример того, как нужно воплощать в жизни Евангельское учение. И благо нам, когда мы идем по этим стопам Христа, и заповеданным нам преданиям преподобных и богоносных отцов. Но прямо скажу — горе нам, когда мы нарушаем свои обеты, когда мы живем по распутьям мира сего и становимся солью обуявшей, которая никуда уже не годна и ее можно только выбросить на попрание людям. Я очень рад, что в этом древнем месте, где почивают такие величайшие святыни, вы вместе с малой братией вдохновляетесь святыми примерами и показываете жизнь, соответствующую своему призванию. Об этом хочется сказать в сегодняшний день, когда мы завершили подвиг Святой Четыредесятницы. Когда мы стоим на пороге воспоминаний о страданиях Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, когда мы уже предвкушаем спасительную радость Светлого Христова Воскресения. С этими мыслями я приехал сюда, чтобы вручить тебе игуменский жезл, как символ твоей духовной власти в обители.

Власть на земле по-разному понимается. В Церкви тоже имеется духовная власть, но она по природе своей имеет значение отличное по сравнению со светской властью. Это власть, которая дана Богом — прощать и разрешать грехи людей, вести их ко спасению в Царствие Божие. И этой властью нужно пользоваться со смирением и глубоким терпением, сопровождая свое служение горячей молитвой. С этими мыслями я хочу вручить тебе этот символ твоей духовной власти для того, чтобы вооружить тебя для стояния в вере.

Всечестный игумен Мефодий, приими сей жезл, имже утверждей паству твою, да правиши, якоже и слово имаши отдати за ню нашему Богу во дни суда».

Посещая святые обители, общаясь на протяжении всего дня с руководителями района и города, Владыка Ювеналий вникал во все проблемы и трудности монастырской жизни, восстановления храмов на Можайской земле, выражая надежду о достойной подготовке к грядущему 200-летнему юбилею победы в Отечественной войне 1812 года и Бородинским торжествам.

1788813 апреля митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил монастыри Егорьевского района Московской епархии.

 

Утром в Троицком храме Свято-Троицкого Мариинского монастыря архипастырь совершил Литургию Преждеосвященных Даров.

 

Создание Свято-Троицкого Мариинского монастыря началось в конце XIX столетия со строительства на Егорьевском городском кладбище новой каменной церкви. В деревянной Никитской церкви богослужения совершались редко; она была неотапливаемой. Горожане огорчались, что на месте погребения их родных не возносилась ежедневная молитва, и просили сделать в храме отопление. В феврале 1880 г. Егорьевский городской Голова, купец 1-й гильдии и почетный гражданин города Егорьевска Никифор Михайлович Бардыгин выступил на заседании городской Думы с инициативой строительства при кладбище нового храма. Город выделил землю, и летом того же года началось строительство, которое продолжалось три года.

 

24 октября 1883 г. новый Троицкий храм был освящен епископом Рязанским и Зарайским Феоктистом (Поповым). Проектировал храм, а затем и все монастырские строения московский архитектор Иван Тимофеевич Барютин. В 1885 г. епископ Феоктист освятил правый придел церкви в честь святителя Никифора Цареградского — небесного покровителя Н. М. Бардыгина. Левый же придел храма освящен протоиереем рязанского кафедрального собора Харлампием Романским в честь преподобной Марии Египетской — небесной покровительницы Марии Владимировны, супруги Бардыгина, по завещанию которой и был впоследствии создан монастырь.

 

В 1892 г. при Троицком храме началось строительство двухэтажного кирпичного корпуса для городской богадельни, однако закончилось строительство только в 1898 г., спустя год после внезапной смерти Марии Владимировны. Умерла она 25 августа 1897 г. в расцвете лет от тяжелой, быстро развившейся болезни.

Открытие богадельни было приурочено ко дню первой годовщины со дня смерти Марии Владимировны и состоялось 25 августа 1898 г. Никифор Михайлович к этому дню заново позолотил в храме иконостасы, а на иконы Спасителя и Божией Матери сделал большие венцы из драгоценностей покойной супруги. Божественную литургию, освящение обновленных иконостасов и открытие богадельни совершил епископ Рязанский и Зарайский Мелетий (Якимов). После открытия богадельни строительство продолжилось. К югу от храма строился ещё один кирпичный корпус. С трех сторон была возведена кирпичная стена с башнями; особенно нарядными стали привратные башни, воспроизводившие формы Царской башни Московского Кремля.

 

12 апреля 1899 г. Святейший Синод удовлетворил прошение об открытии при Троицком храме женской общины. Открытие её, по просьбе Н. М. Бардыгина, приурочили ко второй годовщине со дня смерти его супруги Марии Владимировны.

 

25 августа 1900 г., в день третьей годовщины со дня смерти М. В. Бардыгиной, состоялось открытие Свято-Троицкого Мариинского женского монастыря. Божественную литургию в этот день совершил епископ Рязанский и Зарайский Полиевкт (Пясковский). Первой настоятельницей Свято-Троицкого Мариинского женского общежительного монастыря была назначена игумения Олимпиада (Бардыгина), родная сестра Никифора Михайловича.

 

13 ноября 1901 г. Никифор Михайлович Бардыгин умер. Он погребен в правом приделе Троицкого храма. На его могилу была положена белая мраморная плита; на арке киота помещены слова из Евангелия, избранные самим Никифором Михайловичем: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6:33).

 

23 января 1918 г. по декрету Совнаркома об изъятии церковных ценностей в монастырь была направлена специальная комиссия. Обитель закрыли.

 

В 1929 г. вышло постановление о закрытии Троицкого храма. 19 мая 1931 г. тридцать монахинь и послушниц во главе с игуменией Вячеславой были арестованы и заключены в Егорьевскую тюрьму. Среди них были две послушницы Свято-Троицкого Мариинского монастыря Антонина (Новикова) и Надежда (Круглова), которых расстреляли в 1938 г. на полигоне в Бутове. Преподобномученицы Антонина и Надежда причислены к лику святых.

 

Колокольню Троицкой церкви и пять её куполов в советский период снесли, так как, по мнению городской власти, они «уродовали» вид города.

 

Возрождение святыни началось 7 января 2000 г., когда в Троицком храме состоялась первая Божественная литургия. С того дня богослужения стали совершаться регулярно, начались и реставрационные работы. В настоящее время полностью восстановлен четверик храма с пятью архитектурными барабанами, куполами и позолоченными резными крестами. Внутри церкви удалены все позднейшие перегородки и перекрытия, восстановлены своды. Уцелевшие фрагменты храмовой росписи, сохранившиеся плиточные полы свидетельствуют о былом благолепии святыни.

 

В левом приделе устроен временный иконостас, но ещё очень многое предстоит сделать по восстановлению исторического облика храма.

 

В 2006 г., по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, при Троицком храме вновь открыта женская община. На заседании Священного Синода, состоявшемся 6 октября 2008 г., было принято решение «благословить преобразование прихода Троицкого храма города Егорьевска Московской области в Свято-Троицкий Мариинский женский монастырь города Егорьевска Московской области; настоятельницей назначить монахиню Иларию (Иляхинскую) с возложением наперсного креста по должности».

 

13 апреля, в исторический для обители день, у врат монастыря Владыку встречала настоятельница монахиня Илария, благочинный церквей Егорьевского округа игумен Никодим (Лунев) и глава Егорьевского района М. Т. Лавров.

 

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховской Роман, благочинный церквей Егорьевского округа игумен Никодим (Лунев) и духовенство Егорьевского благочиния. На малом входе Владыка митрополит возвел монахиню Иларию (Иляхинскую) в сан игумении и к празднику святой Пасхи наградил духовенство богослужебными наградами.

 

Прекрасная по своему внешнему и духовному величию служба собрала множество православных людей Егорьевска. Несмотря на будничный день, храм был полон молящихся.

 

По окончании богослужения митрополит Ювеналий обратился к присутствующим богомольцам с архипастырским словом:

«Ваше Преосвященство, всечестные отцы, дорогая матушка игумения Илария, уважаемый Михаил Трофимович, дорогие и возлюбленные братья и сестры! Причастников и причастниц поздравляю с принятием Святых Христовых Таин и всех вас с этим историческим событием, которое сегодня совершилось — возведением в сан игумении второй настоятельницы после игумении Олимпиады, матушки игумении Иларии. Рад, что за этой Божественной литургией я усердным труженикам Егорьевского благочиния вручил Патриаршие награды к празднику Святой Пасхи, и дай Бог, чтобы наше духовенство с усердием продолжало свое спасительное служение Святой Церкви. Уже немного осталось времени до завершения спасительного поприща Святой Четыредесятницы, впереди Страстная седмица воспоминаний о страданиях Христа Спасителя Господа нашего Иисуса Христа. К этому времени мы подходим после спасительного подвига воздержания, покаяния и соединения с Господом в Таинстве Святого Причащения. Дай Бог всем нам, возлюбленные о Господе, в радости душевной, с очищенной совестью, с просвещенным сердцем встретить Светлое Христово Воскресение, которое каждому из нас должно напомнить о Жизни Вечной. Трудно, наверное, это представить каждому человеку в своем сознании. Но радостно последовать Церкви Христовой, которая учит, что душа человеческая бессмертна, что после нашей земной кончины нас ожидает Жизнь Вечная, и да сподобимся все мы в Царствии Небесном Вечной блаженной жизни со Христом.

 

6 октября этого года исполнится 3 года, как возобновилась монашеская жизнь в этой святой обители. Хочется сказать, что много людей, которые посвящают жизнь разным трудам на земле, но те, которые созидают храмы, монастыри, остаются в бесконечной памяти святой Христовой Церкви. Хочется в связи с этим сказать, что Никифор Михайлович Бардыгин, бывший глава этого древнего града, помимо того, что был выдающимся политическим деятелем и предпринимателем, оказался прекрасным, добрым христианином, потому что по его идее и его произволению доброму здесь пожертвована была земля, где храм был при кладбище, а потом его благочестивая супруга, Мария Владимировна, думая о вечной жизни, о спасении души, начала созидать монастырь. Но Господь не судил ей долго жить, потому что болезнь преждевременно свела ее в могилу. А муж исполнил ее благое намерение: построил монастырь и Троицкий храм расширил, и сегодня мы празднуем престольный праздник придела в честь прп. Марии Египетской. Сегодня хочется особенно сказать, что первая игумения открытого в 1900 году монастыря была благочестивой. Мать Олимпиада так трудилась, что никто не мог, не зная ее, сказать, что она настоятельница, игумения, потому что она всем подавала пример в исполнении послушаний и трудов. Она учила личным святым примером своей жизни. Она была похоронена здесь, где имеется надгробие. А вверху было изображение на стене Христа Спасителя, после умовения Им ног Своим ученикам перед Тайной Вечерию. И было начертание из Его слов: „Аз бо дах вам пример, да и вы творите такожде“ (Ин.13:14-15). И хочется в связи с этим сказать, что игумения Олимпиада исполнила это назидание и слова Спасителя, показывая всем пример служения, особенно престарелым женщинам, ибо здесь был приют. Все это я сказал для того, чтобы напомнить всем нам святую историю этой земли, этого града и этой святой обители. Мы знаем, что ее судьба была такой же, как и многих святынь в России, когда закрыт был монастырь, когда осквернены были святыни. А вот на нашу долю, дорогие братья и сестры, выпала святая миссия восстановить не только стены, но и души людские, омраченные атеизмом. Как я сказал, 6 октября три года исполнится, как открыта обитель, и конечно, имея в виду отсутствие у Церкви достаточных материальных средств, можно только Господа возблагодарить, что не останавливаются реставрационные работы в этом храме. Здесь, можно сказать, мы уже в благолепии молимся, по сравнению с тем, что я застал, когда этот храм сначала частично, а потом и полностью был передан Церкви. На сегодняшний день монашеская сестринская община немногочисленная. И одной из причин является то, что нет еще условий для жизни монастырских сестер, поскольку передана здесь только часть церковных построек. Мы с терпением будем ожидать, когда, с Божией помощью, разрешится и эта проблема. Но сейчас Вам, дорогая матушка игумения Илария, предстоит продолжать Ваши усердные труды и по возрождению монашеской жизни, укреплению ее, и для того, чтобы всякий, кто считает этот храм приходским, каждый паломник, который будет переступать порог этого монастыря, назидался в вере, укреплялся в благочестии, получал облегчение души своей во всех обстоятельствах своей жизни, когда он будет посещать вашу обитель для молитвы. Я очень рад, что в этот торжественный и радостный день мы здесь не одиноки, с нами и глава города. И я надеюсь, что мы и впредь, как это имеет место в отношении Александро-Невского собора, так и в отношении этого монастыря, будем получать от вас, уважаемый Михаил Трофимович, реальное внимание для возрождения церковной жизни. Я рад, что вы, возлюбленные братья и сестры, несмотря на то, что в городе рабочий день, прибыли сюда сегодня для молитвы, чтобы разделить сегодня с нами радость о продолжении церковного возрождения. И с этими мыслями я хочу вручить матушке Иларии этот игуменский посох, как символ ее духовной власти в этой святой обители. А сейчас, возлюбленная игумения Илария, прими сей жезл, им же утверждей паству твою, да правиши, якоже и слово имаши отдати за ню нашему Богу в день суда».

 

В ответном слове настоятельница поблагодарила Владыку за оказанное высокое доверие и преподнесла икону преподобномучениц Антонины и Надежды, подвизавшихся в этой обители.

По окончании богослужения в Егорьевской обители Владыка совершил поездку в Александро-Невский собор и осмотрел ход реставрационных работ.

Затем Владыка и гости направились в Казанский монастырь села Колычево. В надвратном храме монастыря Владыка митрополит совершил чин возведения монахини Марии (Макаровой) в сан игумении и вручил ей игуменский посох.

 

По окончании торжественного чина в присутствии множества прихожан Владыка сказал проникновенное слово о Казанской обители и ее судьбе:

«Ваше Преосвященство, всечестная игумения Мария, дорогие и возлюбленные братья сестры! Я очень рад, что вновь посещаю Казанскую обитель сегодня со святой миссией, чтобы возвести в сан игумении настоятельницу монастыря монахиню Марию, что и совершу сейчас по Божией воле. Из многих монастырей нашего Подмосковья эта обитель, можно сказать, внешне в самом убогом состоянии, но Господь смотрит на сердца людей, Господь обитает там, где есть смирение, где есть терпение. Мы начинаем сегодня праздновать память преподобной матери нашей Марии Египетской, что напоминает нам, что не под золотыми куполами проходил ее подвиг, а в пустыне, в смирении, покаянии, и через это стяжала она великую благодать у Бога, и при жизни старец Зосима даже видел чудеса, исходящие от преподобной Марии и связанные с ее святой личностью и подвигом. Для Вас, дорогая матушка игумения, особый подвиг в этом святом месте, потому что перед Вашими глазами расположены жилища 600 больных людей, которые, может быть, в первую очередь нуждаются в любви, в милосердии, и, что самое главное, в молитве. Я надеюсь, что под тяжестью креста своего вы не согнетесь, не сломитесь, а укрепитесь в вере, в любви, в служении ближним, и через это стяжете благодать Божию. Я очень рад, что мне приходилось здесь, в этом святом месте, в этом храме, отмечать день своего тезоименитства в день памяти святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского. И я прошу ваших святых молитв, желаю развития монашеской жизни, и многой помощи Божией в вашем предстоящем служении. А сейчас, возлюбленная игумения Мария, прими сей жезл, им же утверждей паству твою, да правиши, якоже и слово имаши отдати за ню нашему Богу в день суда».

 

После окончания осмотра Казанского монастыря Владыка митрополит направился в древний Николо-Радовицкий монастырь. Этот «дом» святителя Христова Николая, основанный в XV веке, на протяжении 70 лет подвергался надруганию и полному разрушению. Множество богохульных группировок в дни Святого Христова Воскресения совершали в нем кощунственные дела. Казалось что этому беспределу не будет конца, пока Владыка митрополит не назначил сюда игумена Августина (Французова) и ходатайствовал о возобновлении на этом месте монашеской жизни. В самый первый приезд митрополита Ювеналия не было места, где бы можно было совершить Божественную литургию и Владыка совершал ее под открытом небом. По окончании Литургии Владыка обратился ко всем с архипастырским словом, в котором сказал что за три года монастырь сей — дом святителя Николая будет восстановлен. Однако, спустя год был восстановлен надвратный храм святых апостолов Петра и Павла, который напоминает приезжим Петропавловский шпиль г. Санкт-Петербурга. В тот же год по благословению Владыки Ювеналия был возвращен чудотворный образ святителя Николая Чудотворца. А спустя год неслыханным чудом стало полное восстановление и великое освящение главного монастырского собора Рождества Богородицы.

 

В Богородице-Рождественском храме Его Высокопреосвященство обратился ко всем собравшимся с архипастырским словом:

«Ваше Преосвященство, дорогой отец Августин, всечестные отцы и братия! Когда Радовицкая обитель была передана Церкви, она находилась в руинах, и по человеческим силам трудно было даже представить, с чего и как начинать. Но предстательством святителя Христова и чудотворца Николая мы уверенно, поэтапно идем к возрождению этой древней намоленной святыни. Но есть у нашей миссии еще другая задача — духовное возрождение, которое дается гораздо труднее, чем реставрация порушенных зданий. Эта задача возложена в этом святом месте на Вас, дорогой отец игумен Августин, собрать достойную братию, священнослужителей для постоянной молитвы здесь, и духовно окормлять тех, которые и паломничают сюда, и которые избирают это место как приход, как место для постоянной молитвы. За каждого человека мы несем духовную ответственность, и Господь взыщет с нас за потерявшуюся овцу, или за ту, которую мы не приведем в ограду церковную. Поэтому при возрождении храмов, возрождении стен обратите особое, пристальное внимание на духовную жизнь. На пастырскую жизнь, на просвещение тех, которые обращаются к вам. Не всех вы можете считать своими прихожанами, но за всех Господь пролил Свою бесценную Кровь на Кресте и искупил их. Ппоэтому мы должны, если они не приходят к нам, взывать ко Господу о смягчении их сердец, об их обращении к Господу. И в первую очередь конечно нужно показывать личный пример своей жизни. Проповедь жизнью — самая сильная, непреложная проповедь, доходящая до сердец людей. И, напротив, жизнь не соответствующая евангельским заветам, отталкивает людей от Церкви и от веры, и это наш непростительный грех. Я рад сегодня видеть всех вас, возлюбленные, это сегодня мое уже третье посещение в Егорьевской земле обителей, и здесь я всю душу свою полагаю на то, чтобы в прежнем величии, в прежней духовной славе был восстановлен монастырь, и привлекал к себе паломников не только из близлежащих сел и города Егорьевска, но и со всей России, потому что это древняя всероссийская святыня. Пусть святитель Николай сам ведет нас ко спасению и возрождению этой святой обители. А сейчас, возлюбленный отец игумен, прими сей жезл, им же утверждей паству твою, да правиши, якоже и слово имаши отдати за ню нашему Богу в день суда».

 

За общей монастырской трапезой, которая состояла из чая и ягод собранных монахами обители, архипастырь обсудил со строителями и реставраторами монастыря проблемы и задачи по восстановлению обители.

11 августа текущего года Владыка вновь посетит древний монастырь. Это будет Святительский визит с освящением еще одного, самого древнего, восстановленного храма в честь святых богоотец Иоакима и Анны. И в том, что он к этому моменту предстанет в своем благолепии уже никто не сомневается.

 

Владыка митрополит в своем Архипастырском визите на Егорьевскую землю укрепил духовно монашествующих и священнослужителей, которые, в свою очередь, приняв благословение святителя, получили залог ответственности за Слово Божие и несение своего креста.

www.mepar.ru

178587 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Ювеналий совершил Божественную литургию в Успенском храме Новодевичьего монастыря города Москвы. Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Можайский Григорий и духовенство обители. После богослужения Владыка обратился к верующим с архипастырским словом:

«Дорогие и возлюбленные братья и сестры! Поздравляю всех вас с великим праздником Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, причастников и причастниц с принятием святых Христовых Тайн!

Как благолепно устроен церковный круг богослужений в Православной Церкви: в течение года Святая Церковь вновь и вновь напоминает и воскрешает в памяти своих верных сынов и дочерей историю спасения рода человеческого.

Сегодня в тропаре празднику Благовещения говорится: „Сегодня начало нашего спасения“. Вот от этого момента можно проследить все этапы спасения рода человеческого, совершенные Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом: и Рождество Христово, и учение Господа, и его Крестную смерть, Воскресение, Сошествие Святого Духа на апостолов, создание Церкви Христовой. Той Церкви, которая хранит не только запечатленное в Библии, в Священных книгах — все учение о нашем спасении, но и Церковное Предание, передающееся из века в век, из поколения в поколение в Церкви Христовой. И когда мы мысленно вникаем в события Благовещения Пресвятой Богородицы, мы можем отсюда понять, почему такое глубокое, непререкаемое почитание Пресвятой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в Церкви Христовой. Она сподобилась быть участницей нашего спасения, когда произнесла слова: „Се раба Господня, буди мне по глаголу твоему“ (Лк. 1:38), и Она стала рабой Господней в течение всего времени, пока проповедовал ее возлюбленный Сын, когда воскрес и вознесся на небо. И Она вместе с апостолами продолжала это дело Божие на земле. Существует предание, что когда апостол Фома скорбел, что не успел к погребению Пресвятой Владычицы, увидел пустой гроб, и Церковь верит, что Господь с пречистой плотию Пресвятую Деву взял на небо. А Она, явившись апостолам, сказала, что Она всегда будет пребывать с родом человеческим. И история минувших двух тысячелетий свидетельствует нам, что Пресвятая Владычица наша Богородица неотступно пребывает с теми, кто обращается к Ней и к Ее возлюбленному Сыну с молитвой. Не случайно такое неисчислимое число существует чудотворных икон, от которых народ православный получает милость Богоматери.

И мы сегодня, собравшиеся в храм Божий, чтобы прославить Пресвятую Деву, будем молиться, чтобы Ее небесный, материнский Покров пребывал над всеми нами. Этот праздник напоминает о свободе, которую человек получает от греха и смерти через подвиг Богоматери, и в народе существует обычай, что в этот день выпускают на свободу из клеток птиц. Мы уже много лет в нашей обители повторяем это, когда пускаем в небо голубей в воспоминание этого благочестивого обычая.

 

Я желаю всем вам, дорогие возлюбленные братия и сестры, милости Божией предстательством Богоматери, здоровья и во всем благого поспешения, и призываю на вас благословение Пресвятой и Пречистой и Преблагословенной Девы Марии».

Затем Владыка Ювеналий направился к Смоленскому собору, откуда по древней традиции вместе с прихожанами выпустил голубей.

 

www.mepar.ru

17846 апреля в Спасо-Влахернском женском монастыре в поселке Деденево Дмитровского района митрополит Ювеналий совершил Литургию Преждеосвященных Даров. Ему сослужили епископ Серпуховской Роман, благочинный церквей Дмитровского округа протоиерей Афанасий Чорногуз, иеромонах Николай (Летуновский) и духовенство обители. За богослужением молились настоятельница Владычнего монастыря г. Серпухова игумения Алексия (Петрова), настоятельница Александровского женского монастыря игумения Елизавета (Семенова), глава Дмитровского района В. В. Гаврилов, Л. В. Тягачев, член правления «Союза православных женщин» Светлана Тягачева и глава городского поселения Деденево Елена Аничкина. На малом входе митрополит Ювеналий возвел настоятельницу Спасо-Влахернского монастыря монахиню Александру (Балабанову) в сан игумении.

По окончании богослужения митрополит Ювеналий обратился к присутствующим богомольцам с архипастырским словом:

«Ваше Преосвященство, всечестные матери игумении, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня в дивном сочетании празднуется за одним богослужением и Благовещение Пресвятой Богородицы, и совершается Литургия Преждеосвященных Даров, которой подобает быть в период Святого и Великого поста. Это как бы напоминание всем нам о том, что радость, которую мы получаем от нашей веры, от нашей молитвы, происходит от очищения души, покаяния, молитвы. Только ведь душа, просветленная покаянием, может зреть Бога. В этой женской обители хочется сказать, что нам особенно следует подражать Царице Небесной, Чье Благовещение мы начинаем праздновать, в Ее преданности Сыну Своему, Господу нашему Иисусу Христу, Ее чистоте, Ее вере.

Я с большим волнением переступил порог этого собора, потому что на моей памяти эта славная обитель была разорена, поругана, и трудно было представить, что настанет такое время, когда через много лет здесь вновь будут совершаться Божественные службы, будут здесь вести свою подвижническую жизнь монахини, инокини Спасо-Влахернской обители. Для меня, может быть, была исторической встреча в Новодевичьем монастыре со Светланой Николаевной. Она просила благословения открыть этот монастырь. Этот термин применяется в обыденной жизни, когда мы возобновляем церковную жизнь в храме или монастыре, который передается Церкви. Она просила это не для того, чтобы стать здесь настоятельницей или насельницей, а чтобы взять на себя подвиг восстановления этой святыни. Тогда, в те годы, многое передавалось и возвращалось Церкви, но у нас не было материальных средств для их восстановления. И, оглядываясь назад, я могу вспомнить, что не отказался ни от одной святыни, которую можно было вернуть Церкви. И Господь так благословлял, что все восстанавливалось по лицу всего Подмосковья жертвами наших людей, не только прихожан, не только верующих людей, но и патриотов России, тех, которые за грехи отцов и дедов стремились, как их сыны и внуки, искупить грех богоборчества. И мы имеем сегодня сотни восстановленных святынь, которые стоят сейчас в более даже благолепном виде, чем были при сокрушении, осквернении и закрытии их. И я, помню, спросил Светлану Николаевну, на какие средства будем восстанавливать. А она с твердой верой ответила: „Бог поможет“. И сегодня, стоя перед вами, я хотел бы сердечно поблагодарить и Светлану Николаевну, и ее супруга Леонида Васильевича, что они, ведя, с одной стороны, государственную, общественную деятельность, призрели на эту обитель, чтобы принять на себя подвиг, иначе это не назовешь, по ее восстановлению. По этим великолепным стенам можно судить, какое великолепие здесь было, и много еще, наверное, предстоит предпринять усилий и забот, чтобы восстановить эту порушенную красоту, нашу святыню. Но труднее, наверное, гораздо труднее, чем восстанавливать стены храмов, строить монашескую жизнь, особенно после десятилетий атеизма, когда людям внушалось, что вера это заблуждение, что она отжила, она умирает. Теперь, когда люди возвращаются к своим духовным корням, им порой необычно слышать призывы Церкви к нравственности, к борьбе с абортами, с пьянством, игроманией, и всем, что унижает человеческое достоинство, что делает из человека животное. Но Святая Церковь неутомимо, постоянно напоминает о вере Христовой, что без веры невозможно жить на земле, что вера есть наша опора в жизни, надежда в нашей жизни. Да, нелегко идет восстановление строя монашеской жизни, утеряны корни. И слава Богу, что те первые монастыри, которые уже восстановили монашескую традицию, в новые места, где открываются монастыри, дают своих воспитанниц. В минувшие дни я двоих таких поставил в игумении, и сегодня третья, которую настоятельница Серпуховского монастыря игумения Алексия дала нам. И я рад, что матушка Алексия сегодня молится вместе с нами, она не порывает духовных контактов, связей со своей воспитанницей духовной, ныне игуменией Александрой, помогая ей и укрепляя ее на этом трудном и ответственном пути.

Дорогая матушка игумения Александра! Сегодня мы начали светло праздновать Благовещение, а в Церкви продолжает звучать покаянная молитва преподобного Ефрема: „Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми“. Это ведь не только для монахов молитва, это молитва для каждого православного христианина. Но чтобы христианин видел пример, как ее воплощать в жизнь, необходимо воплотить ее в сердце иноков, инокинь, монашествующих, которые идут впереди, которые ведут ко спасению народ и показывают, как нельзя унывать, как нельзя пребывать в праздности, как нельзя бороться за превосходство перед людьми. „Дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви“ — это тоже необходимые добродетели, но как важно сознавать свою греховность, в первую очередь, и не осуждать других, а показывать им пример покаянием, примеры любви, примеры служения ближним. Все это мне хочется, дорогая игумения Александра, повторить тебе при вручении игуменского жезла, как символа твоей духовной власти. Эта власть служения, служения до самопожертвования, служения личным примером, потому что нельзя воспитать в этом паству и монашествующих, не исполняя сама того, чему учишь других. Это место особенное, не только по славной истории, но и потому, что оно, можно сказать, находится на виду у всей России, и очень важно, чтобы любой паломник, любой посетитель любого ранга, который будет посещать эту обитель, встречаться с тобой и сестрами, согревался душой, обретал веру, обретал любовь к ближним своим. Вот какой путь тебе надлежит пройти в предстоящем служении твоем в этой святой обители, и с этими словами, всечестная игумения Александра, прими сей жезл, им же утверждей паству твою, да правиши, яко и слово имаши отдати за ню нашему Богу в дни суда».

Затем с ответным словом к Владыке митрополиту обратилась игумения Александра. Со словом приветствия обратились также глава Дмитровского района В. В. Гаврилов, С. Н. Тягачева и глава городского поселения Деденево Е. Ю. Аничкина.

По окончании богослужения состоялась общая монастырская трапеза.

www.vosvera.ru

17826Ранним утром первого апреля в келье церковного дома Успенского кафедрального собора преставился о Господе один из старейших клириков Коломенского благочиния — протоиерей Александр Захаров.

Отец Александр окончил Ленинградскую духовную семинарию в 1961 году, был однокурсником митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия. В том же году архиепископом Алексием (Коноплёвым) рукоположен во пресвитера. Большая часть его пастырских трудов пришлась на тяжёлые годы, когда Церкви непросто было выживать в условиях безбожных гонений. По рукоположении батюшка служил в
церкви святителя Иоанна Златоуста в селе Новлянском, затем в Михаилоархангельской церкви села Карпово Воскресенского района. В течение многих лет он был настоятелем Богоявленской церкви в Коломне и благочинным церквей Коломенского округа; награждён всеми священническим наградами, а также патриаршей грамотой, орденом прп. Сергия Радонежского III степени и медалью «За усердное служение» III степени. В последние годы отец Александр служил в штате Успенского кафедрального собора, его хорошо знали и горячо любили не только прихожане этого храма. До самого последнего дня множество людей из Коломны, Коломенского района и других городов приходило и приезжало к батюшке на исповедь, почитая его старцем не только по годам, но и по духовной мудрости и опыту. До самой своей кончины отец Александр не переставал служить: первого апреля он должен был исповедовать на Литургии.

Гроб с телом отца Александра в течение двух дней находился в храме Тихвинской иконы Божией Матери, где непрерывно читалось Евангелие и служились панихиды.

17835Отпевание протоиерея Александра Захарова состоялось в воскресенье, 3 апреля, по окончании поздней Литургии в Тихвинском храме. Перед началом богослужения благочинный церквей Коломенского округа протоиерей Владимир Пахачев обратился к собравшимся. Он передал глубочайшие соболезнования от митрополита Ювеналия родным, а также всем духовным чадам отца Александра. Чин отпевания возглавил настоятель Успенского кафедрального собора протоиерей Николай Качанкин. Служило сорок священнослужителей не только из Коломны, но и из других городов Московской епархии, для которых отец Александр был духовным наставником. Отпевание продолжалось почти три часа, и было очень торжественным: пел соборный хор, каждый священник принял участие в общей молитве. Храм был переполнен прихожанами, люди молились со слезами, прощаясь с дорогим батюшкой. По окончании богослужения гроб с телом отца Александра под погребальный колокольный звон обнесли крестным ходом вокруг Успенского кафедрального собора, где в течение последних лет он ревностно совершал своё священническое служение. Так Коломна простилась с одним из своих духовных столпов.

Протоиерей Александр Захаров погребён у алтаря Никольского храма села Черкизово, рядом со своим другом, протоиереем Димитрием Брысаевым.

Вечная память и блаженный покой новопреставленному протоиерею Александру.

www.mepar.ru

1778131 марта в Новодевичьем монастыре города Москвы под председательством Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось расширенное собрание благочинных Московской епархии, с повесткой дня, принятой Епархиальным Советом 30 марта с.г., на основании направленных в Московское епархиальное управление рапортов благочинных, которые информировали о проведенных собраниях в подведомственных им округах, где обсуждались материалы Архиерейского Собора:

1. Обсуждение принятых документов Архиерейского собора;
2. Выборы в состав епархиальной попечительской комиссии;
3. Реализация решений Архиерейского собора.

На собрании присутствовали:

* архиепископ Можайский Григорий, викарий Московской епархии;
* епископ Серпуховский Роман, викарий Московской епархии, благочинный монастырей Московской епархии;
* протоиерей Александр Ганаба, секретарь Московского епархиального управления;
* протоиерей Николай Качанкин, ректор Коломенской Духовной семинарии;
* протоиерей Петр Иванов, помощник Управляющего Московской епархией по церковно-общественным вопросам;
* председатели епархиальных отделов и комиссий;
* благочинные Московской епархии;
* иеромонах Лазарь (Беломоин), юрист Московского епархиального управления;
* священник Василий Лосев, юрист Московского епархиального управления.

Участники заслушали:

* Сообщение митрополита Ювеналия о прошедшем 2—4 февраля с.г. в городе Москве Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви;
* Сообщение о циркулярном письме за № 390 от 7.02.2011 г., направленном отцам благочинным для рассмотрения и анализа документов Собора духовенством Московской епархии;
* Сообщение о прошедших в каждом церковном округе собраниях духовенства по изучению определений Собора и направленных отзывах с конкретными решениями на имя Управляющего Московской епархией;
* Сообщение о изданных распоряжениях, на основании принятых Собором документов:
o Распоряжение по Московской епархии за № 991 от 23 марта с.г. о создании Ревизионной комиссии Московской епархии;
o Распоряжение по Московской епархии за № 1001 от 31 марта с.г. о назначении пресс-секретарем Московской епархии благочинного церквей Балашихинского округа протоиерея Николая Погребняка;
o Распоряжение по Московской епархии за № 826 от 17 марта с.г. о создании Епархиальной антинаркотической комиссии.
* Сообщение о послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в неделю Крестопоклонную в связи с бедствиями в Японии.

На собрании был сформирован состав Епархиальной попечительской комиссии.

По положению о Епархиальной попечительской комиссии в ее состав вошли:

* от Епархиального отдела по социальному служению и благотворительности — протоиерей Димитрий Оловянников, председатель Епархиального отдела по социальному служению и благотворительности, благочинный церквей Мытищинского округа, настоятель Владимирского храма города Мытищи Московской области — председатель;
* от Епархиальной ревизионной комиссии — протоиерей Михаил Егоров, председатель Епархиального миссионерского отдела, благочинный церквей Видновского округа, настоятель Георгиевского храма города Видное Московской области;

на собрании были единогласно избраны:

* игумен Даниил (Жирнов), благочинный церквей Можайского округа, настоятель Никольского собора города Можайска Московской области;
* игумен Феодор (Яблоков), настоятель Всехсвятского храма города Климовска Подольского района Московской области;
* протоиерей Георгий Муравлев, настоятель Михаило-Архангельского храма города Коломны Московской области;
* священник Игорь Завацкий, клирик Владимирского храма города Мытищи Московской области, секретарь Епархиального отдела по социальному служению и благотворительности.

Управляющим Московской епархией были назначены:

* священник Виталий Ткачев, настоятель Покровского храма деревни Яковлево Ленинского района Московской области
* Прощаева Татьяна Владимировна, бухгалтер Владимирского храма города Мытищи Московской области;
* Маркина Ольга Валерьевна, редактор интернет-сайта Епархиального отдела по социальному служению и благотворительности, выпускающий редактор и корреспондент газеты Отдела «Добрый подвиг»;
* Назарина Галина Алексеевна, главный бухгалтер Георгиевского храма города Видное, координатор социальной работы Видновского благочиния.

По результатам всестороннего обсуждения в каждом благочинии решений Архиерейского собора 2011 года и состоявшегося собрания митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием благочинным и председателям отделов Московской епархии было поручено:

1. Продолжить работу по введению на приходах Московской епархии штатных оплачиваемых должностей педагога, социального работника и ответственного за работу с молодежью.
2. Председателям всех Епархиальных отделов активизировать подготовку методических пособий по работе в профильном направлении.
3. Председателям Епархиальных отделов (миссионерского, социального, молодежного и религиозного образования и катехизации) доработать Положения о Епархиальных курсах и начать претворение их на практике.
4. Председателям Епархиальных отделов продумать вопрос об организации при епархиальных отделах коллегий, включающих благочиннических и приходских сотрудников.
5. Необходимо продолжать изыскивать возможности строительства храмов с наименованием их в честь новомучеников в населенных пунктах, где их нет.
6. Благочинным необходимо более тщательно подходить к подготовке клириков подведомственного им церковного округа для представления на аттестацию на Епархиальном совете.
7. Благочинным с целью поддержания образовательного уровня священнослужителей необходимо представлять в начале года на утверждение Управляющего епархией список пастырских семинаров для священнослужителей (не менее 5 в год).
8. Благочинному монастырей епископу Серпуховскому Роману необходимо следить за духовным состоянием обителей и напоминать настоятелям и настоятельницам, что первоочередной задачей монастырей является созидание образа жизни, основанного на святоотеческой монашеской традиции.
9. Благочинным на всех подведомственных им приходах необходимо ввести обязательную практику трех огласительных бесед перед принятием Таинства Крещения, и одну — перед принятием Таинства Брака.
10. Благочинным лично контролировать работу и качественное развитие приходских воскресных школ.
11. Благочинным совместно с членами Епархиального отдела по делам молодежи в благочинии следует разрабатывать ежегодные программы в области работы с юным поколением, включающие в себя разного рода проекты, к организации и осуществлению которых привлекались бы молодые люди.
12. Благочинным надлежит усилить внимание к созданию, в первую очередь на крупных приходах, молодежных объединений, добровольческих групп милосердия.
13. В каждом благочинии должен быть священнослужитель, ответственный за подбор изданий, предлагаемых книжными лавками храмов и приходскими библиотеками.
14. В каждом благочинии необходимо ежегодно 14 марта проводить День православной книги.
15. В целях развития творческой инициативы председателю Отдела по взаимодействию со СМИ протоиерею Николаю Погребняку поручается подготовить и провести конкурс на лучшее издание и серию книг, посвященных подвигу новомучеников и исповедников Московской епархии.
16. Благочинным совместно с членами Отдела по взаимодействию со СМИ необходимо и в дальнейшем развивать сотрудничество с местными светскими средствами массовой информации.
17. Каждому благочинию необходимо иметь сайт с обязательно обновляющейся информацией.
18. Благочинным надлежит совершенствовать служение по окормлению священниками воинских частей и тюрем.
19. В случаях проявления богохульства действовать в соответствии с решениями Архиерейского Собора.
20. Председателю Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и его помощнику по взаимодействию с казачеством продолжить взаимодействие с казачеством и его воцерковление.
21. Благочинным взять под личный контроль окончательное переоформление церковного имущества в благочинии.
22. Выражая благодарность благочиниям за взносы, которые перечислялись ими в благотворительный фонд Епархиального управления с 1993 года, прошу продолжать это и в дальнейшем.
23. При каждом благочинии создать благотворительный фонд помощи вдовам, несовершеннолетним детям и престарелым родителям умерших клириков Московской епархии.
24. Благочинным надлежит продолжить работу над составлением служб новомученикам и исповедникам, служившим или пострадавшим в Московской епархии.
25. Для распространения местного почитания новомучеников и исповедников в каждом благочинии необходимо определить и представить на утверждение дату соборного служения в их честь.
26. Благочинным необходимо всемерно способствовать изучению подвига новомучеников и исповедников учениками воскресных школ и, если есть возможность, светских образовательных учреждений.
27. Изучение подвига новомучеников и исповедников Московской епархии надлежит включить в учебный план Коломенской православной духовной семинарии.
28. Благочинным рекомендуется в сотрудничестве с местными государственными органами, музейным сообществом и историками по мере возможности участвовать в создании мемориальных досок, памятников, музеев и комплексов в местах служения, страдания, смерти и погребения новомучеников и исповедников, инициировать наименование в их честь улиц, площадей, бульваров, скверов.
29. Церковным средствам массовой информации рекомендуется уделять особое внимание подвигу новомучеников и исповедников.
30. Благочинным следует усилить контроль за неукоснительным соблюдением действующего законодательства в области обеспечения социальных гарантий, предусмотренных для священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций.
31. Благочинным необходимо более тщательно подходить к вопросу о представлении кандидатов для хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве.
32. Благочинным совместно с членами Епархиального отдела по социальному служению и благотворительности в соответствующем церковном округе следует разрабатывать и проводить ежегодные благотворительные акции и программы совместно с региональными властями и общественными организациями.
33. Благочинным проверить состояние приходских книг учета и регистраций.

www.mepar.ru

1773217 марта в Министерстве культуры Московской области состоялось заседание Координационного совета Министерства культуры и Московской епархии. На заседании были рассмотрены следующие вопросы:

* участие Московской епархии в проекте по созданию регионального центра Президентской библиотеки в Московской области. С информацией по данному вопросу выступила заместитель министра культуры С. Н. Горушкина.
* проведение 11 апреля выездного совещания-семинара в Истринском благочинии, на котором будут обсуждаться проблемы сохранения и реставрации храмов, вопросы оформления охранных обязательств на памятники и рассмотрены конкретные вопросы настоятелей приходов благочиния.
* проведение в г. Дмитрове в июне 2011 г. очередного мероприятия культурно-просветительского содружества «Музей и Церковь» по теме «Сохранение и использование музейных предметов в условиях действующего храма» с участием митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и министра культуры Правительства Московской области Г. К. Ратниковой. Членами совета был рассмотрен и в общих чертах согласован проект программы мероприятия, предложенный музеем-заповедником «Дмитровский кремль» и Дмитровским благочинием.

Кроме того, участники Координационного совета обсудили отдельные положения нового федерального закона от 30.11.2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», а также рассмотрели вопрос о передаче храма Покрова Пресвятой Богородицы усадьбы К. С. Станиславского в поселке Любимовка Пушкинского района в пользование православному приходу.

www.mepar.ru

dmitrovВ Подмосковном Дмитрове состоялась третья открытая региональная научно-практическая конференция творческих работ учащихся Московской области «Православие - основа нравственного и культурного возрождения русского народа». В конференции приняли участие учащиеся городов и районов Московской области, в том числе и Воскресенска.
В программе конференции прошел фестиваль-конкурс хорового духовного пения «Пойте Господу вся земля» с участием восьми детских хоров, выставка-конкурс детского рисунка «Православная Русь». Также были представлены индивидуальные проекты школьников по восьми направлениям в разных возрастных группах.

В такой серьезной конкуренции хор младших школьников «Солнышко» (общеобразовательная школа №3, руководители - Валентина Михайловна Якунина, Елена Валерьевна Кораблина, Валентина Михайловна Сорокина) занял второе место. На суд жюри были представлены песни Д. Бортянского «Коль славе», Р. Глиэра «Вербочки», В. Ребикова «Под солнцем вьются жаворонки».

В образовательной части научно-практической конференции воскресенцы также выглядели достойно, собрав по итогам ученического форума дипломы всех степеней.

22 марта состоялось заседание Священного Синода, на котором среди прочих были рассмотрены два обращения митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и вынесены решения.

ЖУРНАЛ № 34

СЛУШАЛИ:


1. Прошение Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о назначении монахини Георгии (Семуковой) на должность настоятельницы Свято-Успенского Брусенского женского монастыря города Коломны Московской области.

ПОСТАНОВИЛИ:

Назначить монахиню Георгию (Семукову) на должность настоятельницы Свято-Успенского Брусенского женского монастыря города Коломны Московской области.

ЖУРНАЛ № 18

СЛУШАЛИ:


Прошение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых об освобождении его от должности председателя указанной комиссии.

Справка:

Синодальная комиссия по канонизации святых образована в 1989 году согласно решению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1988 года. За истекший период на основании трудов комиссии, действовавшей под бессменным председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, к лику святых Русской Православной Церкви были причислены 1866 подвижников благочестия, в том числе 1776 новомучеников и исповедников Российских.

ПОСТАНОВИЛИ:


1. Выразить глубокую благодарность митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию за многочисленные плодотворные труды на должности председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, через которые в Русской Православной Церкви возобновился процесс канонизации подвижников благочестия и был прославлен сонм святых, воссиявших на всем пространстве Святой Руси, как в годы гонений, так и в более ранние времена.

2. Удовлетворить прошение Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия об освобождении от должности председателя Синодальной комиссии по канонизации святых.

3. Председателем Синодальной комиссии по канонизации святых назначить Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, викария Московской епархии, наместника Свято-Преображенского Валаамского монастыря.

www.mepar.ru

www.patriarchia.ru