Воскресные школы существовали в дореволюционной России, они возникли в середине XIX в. по инициативе передовой интеллигенции, главным образом, студенческой молодёжи.В XIX веке в церковно-приходских школах учились только дети и это были обычные школы, в которых кроме Закона Божия преподавались дисциплины обычной светской образовательной программы. В наше время в воскресных школах учатся люди всех возрастов. О православном образовании в Воскресенском благочинии мы беседуем с членом Епархиального отдела религиозного образования и катехизации протоиереем Евгением Каштановым.



Для чего ребенку, да и взрослому необходимо православное образование?
Православное образование формирует у человека мировоззрение человека. Конечно, мы не заставляем детей молиться, ходить в храм - это естественное, личное движение человека. Но православное образование формирует личность человека. Он учится быть человеком, находит свое место в обществе.

Когда возникли первые церковно-приходские школы?
История возникновения воскресных школ в нашем районе, она восходит к возникновению новых приходов в районе, начиная с 1990 года. Тогда были открыты сразу три прихода в селах Воскресенское, Конобеево, Фаустово. Приход в селе Ашитково открылся в 1989 году. Фактически с 1991 года начинается работа воскресных школ, когда обращаются дети и нужно с ними работать. Создание воскресных школ вызвано необходимостью нашей насущной жизни. И священники начинали с ничего, с нуля работать с детьми, то есть когда юные христиане и взрослые оставались после богослужения, устраивались беседы, чаепития, обсуждались вопросы. Также проводились тематические встречи и т. д. Позже уже со временем школы укрупнялись, появились различные кружки и расширились направления работы воскресных школ, в частности, летние лагеря, туристические слеты и т. д.

Сколько воскресных школ откроется в этом году?
Хочется отметить, что существуют 18 воскресных школ в Воскресенском благочинии. В них преподают 73 преподавателя, в том числе 23 в священном сане. В настоящее время школы развиваются по своим законам, растут. В Воскресенском благочинии сейчас находятся 4 развивающие воскресные школы: в микрорайоне Лопатинском, поселке Белоозерский, в селах Ашитково и Конобеево, при храме Иоанна Златоуста Воскресенска. Эти школы перешагнули за порог более 60 учащихся, в некоторых и под 90 человек. Отличается контингент школ в селе Барановское, Ачкасово и в пос. Хорлово - в этих школах подходит к рубежу 40 учащихся, они начинают развиваться и увеличивают количество предметов и кружков. Соответственно, дети приходят в эти школы, и они развиваются.

Является ли обучение в воскресной школе платным?
Мы не требуем от школьников какой-нибудь платы за обучение. Образование является полностью бесплатным. Все мероприятия бесплатные. Единственное, мы просим родителей, чтобы они помогли нам с транспортом. Потому что сейчас сложно перевозить детей в какие-то паломнические поездки. Поэтому просьба помогать чисто в таком техническом обеспечении.

Какая задача стоит перед воскресной школой?
Задача школы состоит в том, чтобы воцерковить ребенка, чтобы он научился сам молиться, через труд, через участие в кружках различных – будь то кулинария, спортивные секции, театральные, музыкальные, рукоделие, лепка. Цель одна – воцерковление ребенка, чтобы он имел свой личный опыт общения с Богом. Это главная цель любой школы!

Какие предъявляются требования к приему ребенка в воскресную школу?
Требований при приеме детей в школу мы не предъявляем – это добровольное желание детей, и конечно, родителей. Потому что если родители не разрешают ребенку ходить в школу, то он не пойдет никуда. Но, как правило, дети сами выбирают учиться ли им, а папы и мамы могут только не пустить. Пока у нас процесс и развивается, и в то же время слабеем. Например, в поселке Белоозерский или микрорайоне Лопатинский за детьми тянутся родители. Но везде по-разному. Это свойственно для школ городского типа. В сельских школах - по-другому.
Дети, бывают из проблемных семей, в частности в селе Ашитково. Но ребята приходят, занимаются и стараются. Им это интересно.

Какой совет вы можете дать при выборе предметов для обучения в воскресной школе?
Предметы в воскресной школе могут быть различными. Это, прежде всего Закон Божий - это познание о богослужениях, общее понятие об иконописи, о церковном пении и музыке, о Библейской истории.
Но сейчас в воскресных школах широко развивается работа в кружках. Они разнообразные, есть даже экзотические: кружок конного спорта в пос. Белоозерский и микр. Лопатинский, фехтование, лепки из соленого теста (с. Воскресенское). Детям это интересно и поэтому они с удовольствием посещают эти кружки и учатся данному виду деятельности.

Но еще есть много таких кружков, драматические, как мы их называем театральные, когда дети сами готовят театральные постановки. В очень многих воскресных школах действуют столярные кружки, когда дети учатся работать с деревом, с пиломатериалами и т. д. Они учатся делать поделки.
В Воскресенском благочинии существует смотр изделий, изготовленных руками ребят, пасхальная выставка-ярмарка, которая бывает в неделю Антипасхи. Творчество ребят представлено и лоскутной техникой, и обжигом, деревянными игрушками и поделками, сделанными в технике оригами и т. д..

Что требуется от родителей, которые отдали ребенка в воскресную школу?
Ничего, кроме доброй воли ребенка. Он сам выбирает, что ему интересно. Например, сейчас стала очень популярен кружок кулинарии, который посещают как девочки, так и мальчики. В школе с. Ашитково есть сотрудничество со средним специальным учреждением - профессиональным лицеем № 15, где обучаются воспитанники нашей школы. Начальные знания и умения, полученные в воскресной школе, позволяют им всего за 1 год пройти программу, включая практику и защиту дипломной работы. В этом году квалифицированными поварами четвертого разряда стали 2 человека, 2 года назад - 5 человек. Сейчас готовятся поступить в лицей 4 девочки.

Увеличивается ли каждый год количество учащихся в воскресных школах?
У нас только 2 прихода, которые не имеют воскресных школ: в селе Карпово, где нет ни больницы, ни обычной школы, и в селе Губино, которое находится в карьере, где нет вообще ничего. Хотя, в селе Карпово создание воскресной школы возможно, но там отец Леонид Коломин - пожилой священнослужитель и ему трудновато. Хотя, там, в одно время была воскресная школа, даже для взрослых.

Может ли в воскресной школе учиться взрослый человек?
Помимо детских воскресных школ во многих храмах существуют взрослые воскресные школы. Количество учащихся большое, где-то на 10-15 % уступает детской воскресной школе. Если в детских школах у нас обучаются 367 детей, то во взрослых – 270. И в некоторых школах, в частности, в селе Конобеево количество взрослых значительное – порядка 55 человек, детей, для сравнения, 25 человек. Но это уже особенности прихода, здесь нельзя регулировать этот вопрос, это личное дело настоятеля и возможности прихода. Как правило, детей в воскресных школах больше, почти в 2 раза, чем взрослых.

Чем занимаются взрослые в воскресных школах?
Так же как и дети изучают Закон Божий, основы православной веры, вероучения, какие-то понятия по богослужениям обязательно, как вести себя в храме.

Хватает ли преподавателей в воскресных школах?
Кадровый вопрос в воскресных школах всегда был и всегда будет, потому, что всегда не хватает преподавателей. Вот что касается воскресной школы в селе Ашитково, у нас стали подрастать свои кадры: дети выросли, учатся в институтах, в колледжах, и они с удовольствием участвуют в работе воскресных школ, в том числе и преподавателями рисования, кулинарии, театрального кружка. Они сами готовят инсценировки, в частности, 2 года они готовили праздник - торжественное открытие воскресной школы.

Какие требования предъявляются к преподавателям?
Первое требование, чтобы человек был крещеным, чтобы он был церковным, не говорил всякие ереси, не участвовал в сектах. Ну и важно его добрая воля, желание донести детям что-то. И, конечно, каждый настоятель контролирует ситуацию преподавания в каждой своей школе, потому что без этого нельзя, на самотек это пускать нельзя.

Какие существуют проблемы в воскресных школах?
Это, прежде всего, общая площадь помещений воскресных школ. Это самая большая проблема, но в любом случае, при любом храме есть сторожка, или вагончик, как в поселке Белоозерский. Там несколько вагончиков. Бывают случаи, когда вообще дополнительных помещений нет, тогда можно проводить и в храме.Присели на лавочки пообщались, но без кружков, а в качестве Закона Божьего. Это такое же образование катехизация, такая же проповедь, только в другом ракурсе рассматривается.
Нужно учитывать другое - в воскресных школах есть большая текучка кадров, как самих преподавателей, так и самих школьников.

Большие воскресные школы развиваются, где-то в сотрудничестве с общеобразовательными школами, где-то проводят кружки в общеобразовательных школах. И на данный момент существует другая проблема, не только развития воскресных школ, что вполне естественно, но и работа с общеобразовательными школами. Это преподавания в школах предметов «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья». На данный момент, по сравнению с прошлым годом увеличилось количество школ, где осуществляется преподавание данных предметов. Хотя обучение детей проходит, в основном факультативно, потому что есть проблемы с часами. Но уже есть прогресс, если в прошлом году было 13 школ охвачено этими предметами, то теперь 16. Всего в нашем районе 27 школ окормляются священнослужителями нашего благочиния из 37. Остальные 10 школ, я думаю, к новому году будут опекаться.

В настоящее время существуют курсы для преподавателей предметов «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья». Конечно, сначала нужно вырастить этих преподавателей, чтобы они захотели этот предмет преподавать. Но интересное замечание даже самих преподавателей, в частности, учителя истории и обществознания Елена Викторовна Огородникова школы «Гармония». По ее словам, весной среди учащихся учреждения проводилось анкетирование, которое включало в себя 20 вопросов. Опрашивались дети, как изучавшие, предмет «Основы православной культуры», так и ничего не слышали о православной культуре. Результаты мониторинга позволили сделать выводы. Разница в мировоззрении детей была существенна, хотя бы в том, что дети, изучавшие ОПК, не просто стали молиться и знать какие есть православные праздники. Они научились разбираться в себе в своей жизни, научились осмыслению своего положения в обществе в мире и во Вселенной, стали задумываться о своем будущем. В частности, они хотели бы стать после получения образования учителями, врачами, можно сказать, низко оплачиваемыми специальностями. А дети, которые не слушали предмет «Основы православной культуры» они хотели бы стать бизнесменами, топ-моделями и др. Даже такой элементарный пример говорит, о многом.

В школе № 3 также был проведен опрос не только детей, но и родителей. Очень интересно было заметить, что ребята, которые изучали ОПК, изменяются. Те, кто учился не очень хорошо, вдруг подтягиваются в учебе, когда заболеет мама без всякой просьбы, маме принес воды. И мама этим поступком чада растрогалась. Эти небольшие моменты показывают, необходимость развития этого процесса, а наверное даже насущной необходимости, как воздух.
 

2011 г.