Календарь

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, в миру Иван Димитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 года в Березовском погосте, Вольского уезда, Смоленской губернии, где его отец служил диаконом. Пяти лет он потерял мать. Окончив Бельское духовное училище, а затем Смоленскую духовную семинарию, в 1857 году Иван Касаткин поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 24 июня 1860 года в академическом храме Двенадцати Апостолов епископ Нектарий совершил пострижение его в монашество с наречением имени Николай. В день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, 29 июня, инок Николай был посвящен во иеродиаконаИеродьякон, а 30 июня - в престольный праздник академического храма - в сан иеромонаха. Затем по его желанию отец Николай был назначен в Японию, настоятелем консульского храма города Хакодате.

Сначала проповедь Евангелия в Японии казалась совершенно немыслимой. По словам самого отца Николая, "тогдашние японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи". Восемь лет ушло на то, чтобы изучить страну, народ, язык, нравы, обычаи тех, среди кого предстояло проповедовать, и к 1868 году паства отца Николая насчитывала уже около двадцати японцев. В конце 1869 года иеромонах Николай в Петербурге доложил Синоду о результатах своей работы. Было принято решение: "Образовать для проповеди между японскими язычниками Слова Божия особую Российскую Духовную Миссию". Отец Николай был возведен в сан архимандритаАрхимандрит и назначен начальником этой Миссии. Вернувшись в Японию, будущий святитель передал Хакодатскую паству иеромонаху Анатолию, а сам перенес центр Миссии в Токио. В 1871 году в стране началось гонение на христиан, многие подвергались преследованиям (в том числе первый православный японец, знаменитый впоследствии миссионер-священник Павел Савабе). Только к 1873 году гонения несколько прекратились, и стала возможна свободная проповедь христианства.

В тот же год архимандрит Николай приступил к строительству в Токио церкви и школы на пятьдесят человек, а затем и духовного училища, которое в 1878 году было преобразовано в семинарию.

В 1874 году в Токио прибыл Преосвященный Павел, епископ Камчатский, чтобы рукоположить во священный сан рекомендуемых архимандритом Николаем кандидатов из местного населения. К этому времени при Миссии в Токио действовали четыре училища - катихизаторское, семинарское, женское, причетническое, а в Хакодате два - для мальчиков и девочек. Во второй половине 1877 года Миссией стал регулярно издаваться журнал "Церковный вестник". К 1878 году в Японии насчитывалось уже 4115 христиан, существовали многочисленные христианские общины. Богослужение и преподавание на родном языке, издание книг религиозно-нравственного содержания - вот средства, которые позволили Миссии добиться за короткий срок столь значительных результатов.

30 марта 1880 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Николая во епископа. Вернувшись в Японию, святитель с еще большим усердием стал продолжать свои апостольские труды: завершил строительство собора Воскресения Христова в Токио, принялся за новый перевод Богослужебных книг, составил на японском языке особый православный Богословский словарь.

Большие испытания выпали на долю святителя и его паствы в период русско-японской войны. За свои подвижнические труды в эти тяжелые годы он был удостоен возведения в сан архиепископа.

В 1911 году исполнилось полвека с тех пор, как молодой иеромонах Николай впервые ступил на японскую землю. К тому времени в 266 общинах Японской Православной Церкви было 33017 христиан, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 священников, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катихизаторов.

3 февраля 1912 года, на 76-м году жизни, просветитель Японии архиепископ Николай мирно отошел ко Господу. Священный Синод Русской Православной Церкви 10 апреля 1970 года вынес акт о прославлении святителя в лике равноапостоловРавноапостольный, ибо в Японии святой уже давно был чтим как великий праведник и молитвенник пред Господом.

«Остался я сиротою, — так рассказывал сам св. Иона, в миру Иоанн, — пос­ле отца семи лет, а после матери — трех лет. Бог положил на сердце вдо­­ви­це Наталии Медоварцевой: взяла она меня в свой дом, кормила и оде­вала, и от­дала меня дьяку учить­ся грамоте. В училище было множество уча­щих­ся; я от бедности был тихий. В один день дети играли после вечерни. Идет по ули­це блаженный муж; де­ти, кинувшись на него, бросали в него камешки и в гла­за сор; а я стоял, не трогаясь с места. Блаженный, оставив детей, при­бежал ко мне, взял меня, поднял выше себя и, вовсе не зная меня, называл меня по имени. “Ванюша! — говорил, — учись грамоте, быть тебе в Новгороде архиепископом”». Потом об­нял Ваню и убежал. Это был блаженный Ми­хаил Клопский. В зрелых летах Иоанн удалился в Отнюю пустынь, за 50 верст от Новгорода, где и постригся. По смерти основателя обители Харитона, Иона, как благочестивый строгий подвижник, был избран братией в игумена. Нов­го­родцы, увидев бескорыст­ное усердие нового настоятеля к своей обители, по­лю­били игумена и обитель и стали щедро благотворить ей. И при нем Отняя пустынь становилась очень достаточной. В 1452 году в Отней пустыни был по­строен великолепный каменный храм трех святителей. Искусные живо­писцы, лучшие того времени, написали иконы для иконостаса, расписали стены храма.

В 1458 году, по смерти владыки Евфимия (11 марта 1458 г.), новгородцы едино­душно избрали его на архиепископскую кафедру. Св. Иона явился пастырем добрым. Он учил новгородцев и словом, и делом. Ко всем благорасположенный, святитель особенно, помня свое сиротство, заботился о бедных и сиротах, успокаивал беспомощных вдов, избавлял обижаемых от насилия. Святитель Иона поль­зовался большим уважением в Москве и не раз удерживал мятежный Новгород от союза с Литвой. При его святительстве и Псков, сильно желавший иметь у себя особого епископа, подчинился воле Новгородского владыки, который не раз посещал этот город.

Перед кончиной своей (март 1461 г.) великий Московский святитель Иона желал видеть в Москве блаженного архиепископа для совета о своем преемнике и с мыслью о назначении его на эту кафедру. Смиренный архиепископ отвечал: «Я уже стар, ноги у меня слабы, не могу исполнить желания твоего, святой отец; увидимся в той жизни». Он послал только обыкновенное согласие свое на избра­ние того, кто признан будет за достойного Собором. Новый митрополит Феодосий прислал Новгородскому архиепископу подтверждение охранять паству от сно­шений с униатом Григорием. Не оставляя забот о своей пастве, святитель Иона обратил заботливую любовь свою на Отнюю пустынь. В 1462 году построил он в ней каменный храм в честь св. Предтечи и в том же храме — придел в честь св. Онуфрия. В следующем году построили там же теплый каменный храм свт. Николая с братской трапезой. Отняя пустынь усердием святителя сде­лалась богатым мона­стырем. Архиепископ Иона по обету, данному им в одну из поездок в Москву, построил в Новгороде первый на севере Руси храм в честь преподобного Сергия Радонежского (1463 г.). Заботясь о возрождении преданий новгородской церков­ной старины, он вызвал в Новгород известного составителя житий святых иеро­монаха Пахомия Логофета, который на основа­нии местных источников написал службы и жития наиболее известных новго­родских святых и канон святителю Ионе, митрополиту Московскому, по его прославлении. К тому времени относит­ся начало основания Соловецкого монастыря. Святитель Иона оказал большую помощь и содействие устройству обители. Преподобному Зосиме он выдал осо­бую благословенную грамоту, по которой отдавал (вместе с мирскими властями Новгорода) во владение но­вой обители весь Соловецкий остров. После многих трудов святитель, чувствуя приближение своей кончины, написал духовную, завещая похоронить тело его в Отненской обители. 5 ноября 1470 года, прича­стившись Святых Таин, святитель отошел ко Господу. До наших дней дошло послание святителя к митрополиту Феодосию, написанное в 1464 году. Житие святителя имеется также в Великих Минеях-Четьих митрополита Макария под 5 ноября. В 1453 году после открытия мощей архиепископа Ионы было составлено слово об этом событии, принад­лежащее перу инока Зиновия Отенского. Особое сказание о чудесах святителя встречается в рукописях XVII века.

iovapochaevskПреподобный Иов родился в 1550 г. в Галиции и назывался в миру Иоанн Железо. В десять лет Иоанн поступил в Угорницкий монастырь. С самого раннего возраста он так преуспевал в иноческих подвигах, что уже в 12 лет был пострижен в мантию с именем Иова, затем, по достижении совершеннолетия, возведен в священнический сан, а тридцати лет удостоился великой схимы. При этом ему было возвращено имя Иоанн, но канонизирован святой под именем Иова.
Годы жизни преподобного пришлись на тяжелые для Православия времена на его Родине. После Люблинской унии, воссоединения Поль- ши и Литвы, под давлением польского правительства православные епископы согласились признать власть папы на соборе в Брест-Литовском. Верующие, согласившиеся с унией, стали сохранившими православный обряд католиками, а те, кто остался верен Православию, терпели различные гонения и притеснения. Многие уходили в степь и образовывали казацкие войска, другие объединялись в церковные братства под защитой вельмож, оставшихся православными. Самым видным из них был князь Константин Осторожский, основавший в своем городе Духовную академию и типографию. С этим выдающимся деятелем и познакомился однажды преподобный Иов. По просьбе князя он был переведен в находившийся в его владениях Дубенский монастырь, где стал настоятелем и много писал в защиту Православия.

В начале XVII века, в поисках уединения, преподобный удалился на Почаевскую гору и поселился в пещере неподалеку от древней Успенской обители, знаменитой своей чудотворной Почаевской иконой Божией Матери. Но и здесь, братия, полюбив святого отшельника, избрала его игуменом.
Преподобный Иов был великим молитвенником, делателем Иисусовой молитвы. По свидетельству Досифея, ученика преподобного, однажды, когда тот молился, “вдруг облистал его свет благодати Божией, сиявший по всей церкви в течение двух часов непрестанно”.

Одновременно с суровой подвижнической жизнью почаевский игумен много заботился о монастыре: ввел общежительный устав, воздвиг Свято-Троицкий собор и еще шесть небольших церквей, создал знаменитую Почаевскую типографию. Кроме того преподобный продолжал писать в защиту Православия, а в 1628 г. он участвовал в Киевском Соборе, созванном против унии.
Преставился преподобный Иов в 1651 г., прожив 101 год. Пятьдесят из них он управлял Почаевской обителью. Мощи подвижника были открыты через восемь лет, после трехкратного его явления Киевскому митрополиту Дионисию. В 1721 г. Почаевским монастырем завладели униаты. Чудотворную икону Богородицы они чтили, но доступ верующим к мощам преподобного закрыли. Однако через двадцать лет они изменили свое решение, так как от мощей игумена происходило множество чудес. В 1831 г., когда униаты присоединились к Православной Церкви, честные мощи преподобного Иова были вновь торжественно открыты для поклонения, а Почаевский монастырь объявлен Лаврой.


sporithlebovИкона Божией Матери, именуемая "Спорительница хлебов", написана по благословению старца Введенской Оптиной пустыни иеросхимонаха Амвросия. Отец Амвросий, великий русский подвижник XIX века, пламенел детской верой к Божией Матери. Он особенно чтил все Богородичные праздники и в эти дни усугублял молитву. Иконой "Спорительница хлебов" отец Амвросий благословил основанную им недалеко от Оптиной пустыни Шамординскую женскую обитель в честь Казанской иконы Божией Матери.

На этой иконе Божия Матерь изображена сидящей на облаках. Ее руки распростерты на благословение. Внизу - сжатое поле, а на нем среди трав и цветов стоят и лежат снопы ржи. Старец Амвросий сам указал день празднества - 15 октября и назвал образ "Спорительница хлебов", указывая этим, что Пресвятая Богородица - "Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного". Перед своей блаженной кончиной отец Амвросий заказывал во множестве фотоснимки с этой иконы и раздавал и рассылал их своим духовным детям. Для пения акафиста перед святым образом старец составил особый припев: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!"

День погребения старца Амвросия в Шамординской обители пришелся как раз на 15 октября - день празднества иконы. Первое чудо от святой иконы засвидетельствовано в 1891 году, когда во всей России был голод из-за неурожая, а в Калужской области и на полях Шамординской обители хлеб родился. В 1892 году, уже после кончины старца Амвросия, его послушник Иван Федорович Черепанов послал список с иконы в Пятницкую женскую обитель Воронежской области. В той местности была засуха и угрожал голод, но вскоре после того, как перед иконой "Спорительница хлебов" был отслужен молебен, пошел дождь и засуха прекратилась.

vselensksoborВизантийский император Лев Исаврянин (716-741), отразив победоносно нападение сарацин на Константинополь (718) и желая оградить свою столицу от подобных нападений на последующее время, замыслил обратить аравитян к христианству. Одним из важных препятствий к желаемому обращению представлялось отвращение мусульман к иконопочитанию. Это было поводом для Льва Исаврянина к изданию указа, коим запрещалось почитание святых икон и даже употребление их. Но его указ встретил сильное сопротивление со стороны престарелого Константинопольского Патриарха Германа и со стороны духовенства и народа. Папа Григорий III и великий богослов тогдашнего времени Иоанн Дамаскин также возвысили свой голос в защиту Православия. Эти препятствия только раздражали Льва Исаврянина. Он низложил патриарха Германа, оклеветал святого Иоанна Дамаскина перед калифом, у которого тот служил министром, и приказал умертвить мечом или ядом папу Григория II. Но последнее ему не удалось. Римляне вооружились за своего папу и отложились от власти иконоборца. На прочих почитателей святых икон Лев Исаврянин воздвиг жестокое гонение, не прекращавшееся при двух следовавших за ним государях: Константине Копрониме и Льве IV Хазаре. Но они не могли достигнуть своей цели ни ссылками, ни темницей, ни лишением имущества, ни пытками, ни казнями жестокими, ни лживыми соборами. Супруга Льва IV Ирина, получив по смерти своего мужа бразды правления, созвала (787 г.) в Никее Седьмой Вселенский Собор, который определил употреблять в церквах и домах иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и Святых, чествовать их поклонением (но не таким, какое прилично Богу), целованием, возжжением перед ними светильников и фимиамом. Ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу, а покланяющийся иконе поклоняется лицу, изображенному на ней.

Лев Армянин (813-820) и потом Феофил возобновили гонение на иконопочитателей, имевших своим главой известного святостью своей жизни и непоколебимой твердостью характера игумена Студийского монастыря Феодора Студита. Его несколько раз предавали самым мучительным истязаниям и содержали в самых страшных темницах, но несмотря ни на какие страдания, он не переставал ободрять и поддерживать православных своими писаниями. Супруга Феофила ФеодОра по смерти своего мужа на Поместном Константинопольском Соборе (842) утвердила во всей силе постановление Седьмого Вселенского Собора и в честь его установила праздник Торжества Православия, совершаемый доныне Восточной Церковью в первое воскресение Великого поста.

Святой Иоанн, по месту рождения Дамаскин, был сыном министра при дворе Дамасского калифа. Полученное им отличное образование и заслуги помогли ему сделаться дамаским градоначальником и первым министром калифа. Когда греческий император Лев запретил указом почитание икон, святой Иоанн написал в защиту их несколько сочинений и послал их в Константинополь. Его послания с жадностью читались в Константинополе и многих поддержали в Православии. Лев, узнав о сочинителе этих писем и влиянии их на народ, отправил к дамаскому калифу составленное им самим и написанное почерком святого Иоанна Дамаскина письмо, в котором будто бы Иоанн обещался сдать Дамаск греческому войску. Обманутый калиф велел отсечь правую руку мнимому изменнику. Иоанн повергся с отсеченной рукой перед образом Богоматери и молил Ее о своем оправдании. Когда в изнеможении от потери крови он заснул, то пробудился с приросшей рукой. В радости он воспел: "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь...". После сего калиф хотел возвратить Иоанна к прежней должности, но Иоанн отказался. Раздав свое имущество бедным, он удалился в иерусалимскую обитель святого Саввы. Здесь он вполне посвятил себя составлению сочинений на пользу Церкви. Важнейшими из них были: систематическое учение православной веры и особенно его канон на Святую Пасху, каноны на Рождество Христово, Богоявление, Вознесение Господне, службы воскресные, разделенные на 8 гласов (Октоих), и многие погребальные песнопения. Как песнописец святой Иоанн Дамаскин неподражаем и получил название Златоструйного. Он скончался в глубокой старости, на 104-м году своей жизни.

Информационно-аналитический портал
"Православие и современность"

soborradsvПо благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена 10 июля 1981 года было установлено празднование Собора Радонежских святых на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского — 6/19 июля.

История установления Собора Радонежских святых восходит к середине XVII века, когда было осознано значение преподобного Сергия как взбранного воеводы и защитника отечества. Именно тогда были восстановлены первые списки учеников преподобного Сергия, был напечатан «Канон молебен преподоб­ным и богоносным отцем нашим игумену Сергию и ученику его Никону, чудо­твор­цам». Приблизительно к тому же времени относится написание иконы Собора Радонежских святых, которую поместили на западной стороне левого столпа Троицкого собора, и местной иконы (1671 г.) преподобных Сергия и Никона, которая была поставлена у северных врат в иконостасе Троицкого собора.

Последующие события в установлении Собора Радонежских святых связаны с именем митрополита Московского Филарета (Дроздова; +1867). В 1843 году наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Антоний (Медведев; +1877) по бла­гословению и под наблюдением митрополита Филарета устроил общежи­тельное отделение лавры — Гефсиманский скит. 27 сентября 1853 года в скиту была освящена трапезная церковь во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских. Но еще к летнему празднику обретения мощей преподобного Сергия (5/18 июля) была составлена «Служба преподобным отцем нашим Сергию и Никону, Радонеж­ским чудотворцам. В храме их, в ските Гефсимании».
В дарст­венной надписи (из-за нового переплета сохранившейся не в автографе, а в копии) сказано: «Жертвую на храм преподобных Сергия и Никона, что в ските Гефсиманском. 3 июля 1853 года. Архимандрит Антоний». Эта рукопись службы долгое время хранилась у известного лаврского звонаря «слепого Сережи» (+1942), а затем перешла к его ученику Константину (+1981).

Служба состоит из соединения текстов служб преподобному Сергию (на 25 сентября) и преподобному Никону (на 17 ноября). Значение рукописи Гефсиманского скита в том, что она зафиксировала богослужебную практику Троице-Сергиевой лавры середины XIX века.

11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Иероним (+1982) освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых, устроенный в северной части храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором обители. На следующий день после праздника обре­те­ния святых мощей преподобного Сергия, 6/19 июля 1981 года, было впервые совершено торжественное празднование Собора Радонежских святых. В том же году были составлены тропарь, кондак и молитва Радонежским святым.
К службе преподоб­ному Сергию, которая была взята за основу, присоединили службы преподобному Михею Радонежскому (1913 г. издания), в которой упоминаются другие ученики аввы Сергия. Позднее была составлена особая служба Радонежским святым.

На протяжении XIV—XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена:

Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец,
25 сен­­тября 1392 г., обретение мощей 5 июля 1422 г. (если дата памяти совпадает с днем преставления и днем мощей, то отдельно она не указывается).

Сродники преподобного Сергия: преподобные схимонахи Кирилл и Мария, ро­дители прп. Сергия (+до 1337; память 28 сентября/11 октября и 18/31 января); пре­подобный Стефан, брат преподобного Сергия, (XIV—XV вв.; память 14/27 июля); святитель Феодор, архиепископ Ростовский, племянник прп. Сергия (+28 ноября 1394 г.).

Ученики преподобного Сергия: преподобный Митрофан-игумен, старец
(+до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий (+до 1392; память 1/14 января); преподобный Иаков посольник (XIV в.; память 23 октября/
5 ноября); преподобный Онисим вратарь (XIV в.; память 15/28 февраля); препо­добный Елисей диакон (XIV в.; память 14/27 июня); преподобный Симон архимандрит (+до 1392; память 10/23 мая); преподобный Исаакий Молчальник (+зима 1388; память 30 мая/12 июня); преподобный Макарий (+после 1392; память 19 января/1 февраля); преподобный Илия келарь (+29 мая 1384 г.); пре­подобный Симон экклесиарх (+после 1392; память 10/23 мая); преподобный Михей (+6 мая 1385 г.); преподобный Нектарий, вестник (XIV в.; память
29 ноября/12 декабря); преподобный воин схимонах Александр Пересвет
(+8 сен­тября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (XIV в.; память 7/20 сентября); преподобный Варфоломей (XIV в.; память 11/24 июня); преподобный Наум (XIV в.; память 1/14 декабря); преподобный Иоан­никий (XIV в.; память 4/17 ноября); преподобный Игнатий (+после 1392; память 20 декабря/2 января); преподобный Епифаний Премудрый (+ок. 1418—1422; память 12/25 мая); преподобный Никон, игумен Радонежский и всея Рос­сии чудотворец (+17 ноября 1426 г.); преподобный Авраамий Галичский, Чух­ломский (+20 июля 1375 г.); преподобный Сильвестр Обнорский (+25 апреля 1379 г.); преподобный Сергий Обнорский, Нуромский (+7 октября 1412); препо­доб­ный Павел Обнорский, Комельский (+10 января 1429 г.); преподобный Андроник Московский (+13 июня ок. 1395—1404 гг.); преподобный Савва Московский (+ок. 1410—1420; память 13/26 июня); преподобный Александр Московский (+после 1427; память 13/26 июня); преподобный Даниил Черный, иконописец, Мос­ковский (+до 17 ноября 1426 г.; память 13/26 июня); преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский (+до 17 ноября 1426 г.; память 4/17 июля и 13/26 июня); преподобный Роман Киржачский (+29 июля 1392 г.); преподобный Афа­насий Высоцкий, Серпуховской, Старший (+после 1401; память 12/25 сен­тября); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший (+12 сентября 1395 г.); преподобный Леонтий Стромынский (+ок. 1380; память 20 июля/
2 августа); преподобный Савва Стромынский (+20 июля 1392 г.); преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский (+3 декабря 1407 г.; обретение мощей
19 ян­варя 1652 г.); преподобный Иаков Стромынский (XIV в.; память 21 апреля/4 мая); преподобный Григорий Голутвинский, Коломенский (XIV—XV вв.;
25 января/7 февраля); преподобный Афанасий, Железный Посох, Череповецкий (+ок. 1388; память 26 ноября/9 декабря и 25 сентября/8 октября); преподобный Феодо­сий Череповецкий (+ок. 1388; память 26 ноября\9 декабря и 25 сентября/
8 ок­тября); преподобный Мефодий Пешношский (+4 июня 1392; память 14/27 июня; преподобный Иаков Железноборовский (+11 апреля 1442 г.); преподобный Ники­фор Боровский (+до 1414; память 9/22 февраля); преподобный Никита Боровский (+после 1421; память 1/14 мая); преподобный Ферапонт Боровенский, Калужский (XIV—XV вв.; память 27 мая/9 июня).

Собеседники преподобного Сергия: святой благоверный великий князь Димит­рий Донской (+19 мая 1389 г.); преподобная Евфросиния Московская,
в миру святая благоверная великая княгиня Евдокия (+6 июля 1407 г.); святи­тель Стефан, епископ Великопермский (+26 апреля 1396 г.); святитель Михаил, епископ Смоленский (+6 мая 1402 г.; память 28 ноября/11 декабря); святитель Диони­сий, архиепископ Суздальский (+15 октября 1386 г.; память 26 июня/
9 июля); преподобный Евфимий Суздальский (+1 апреля 1405 г.; обретение мощей 4/17 июля); преподобный Димитрий Прилуцкий (+11 февраля 1392 г.); пре­подобный Стефан Махрищский (+14 июля 1406 г.); преподобномученик Григорий Авнежский (+15 июня 1392 г.); преподобномученик Кассиан Авнежский (+15 июня 1392 г.); преподобный Феодор Ростовский (+22 октября 1409 г.); преподобный Павел Ростовский (+после 1409; память 22 октября/4 ноября); преподобный Ферапонт Можайский, Белозерский (+27 мая 1426 г.; обретение мощей 27 декабря 1514 г.); преподобный Кирилл Белозерский (+9 июня 1427 г.).

Святые иноки Троице-Сергиевой обители: святитель Вассиан I (Рыло), архи­епис­коп Ростовский (игумен Троице-Сергиевой обители с 1455 по 1466 гг.) (+23 марта 1481 г.); преподобный Мартиниан Белозерский (игумен Троице-Сер­гиевой обители с 1447 по 1454 гг.) (+12 января 1483 г.); святитель Серапион, ар­хиепископ Новгородский (игумен Троице-Сергиевой обители с 1495 по 1506 гг.) (+16 марта 1516 г.); преподобный Арсений Комельский (Сахарусов) (игумен Троице-Сергиевой обители с 1525 по 1527 гг.) (+24 августа 1556 г.); святитель Иоасаф, митрополит Московский (Скрипицын) (игумен Троице-Сергиевой оби­тели с 1529 по 1539 гг.) (+27 июля 1556 г.); преподобный Максим Грек (+1556; память 21 января/3 февраля); священномученик Иоасаф Боровский (архимандрит Троице-Сергиевой обители с 1605 по 1609 гг.) (+5 июля 1610 г.; память 12/25 января); преподобный Иринарх пономарь (+1621; память 28 ноября/11 декабря, 12/25 января); преподобный Дионисий Радонежский (архимандрит Троице-Сергиевой обители с 1610 по 1633 гг.) (+12 мая 1633 г.); преподобный Дорофей книгохранитель (+1622; память 5/18 июня); святитель Иоасаф, епископ Белгородский (наместник Троице-Сергиевой лавры с 1745 по 1748 гг.) (+10 декабря 1754 г.; прославление 4 сентября 1911 г.); святитель Иннокентий, митрополит Московский (священно­архимандрит-настоятель Троице-Сергиевой лавры с 1868 по 1879 гг.) (+31 марта 1879 г.; прославление 23 сентября 1977 г.).

carskayasemya17 июля – день памяти святых Царственных страстотерпцев Благочестивейшего Самодержавнейшего Государя Императора Николая Александровича, Супруги Его Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны, Наследника Благоверного Царевича Алексия Николаевича, Благоверных Великих Княжен Ольги Николаевны, Татианы Николаевны, Марии Николаевны и Анастасии Николаевны.

День Их мученического подвига, этот день скорби – станет отныне днем небесной славы Руси Великой. Святые Царь и Царица, носившие венцы при жизни, как Хозяева Руси, увенчанные Небесным Царем, подобно мученикам, увенчали Собою весь великий сонм Новомучеников и Исповедников Российских. Свыше 1700 поименованных святых, а сколько тысяч еще ждет канонизации или ведомы лишь Богу?
Никогда в истории ни одного народа не было такого великого подвига святых Божиих людей. И сейчас упование на Их заступничество, на Их святые молитвы – по Господе и Богородице – основная наша надежда на духовное возрождение Руси.

90 лет назад, в июльскую ночь 1918 года было совершено ужасное злодеяние — в Екатеринбурге в подвале Ипатьевского дома были расстреляны Государь Император Николай Александрович, Его Семья и верные люди, добровольно оставшиеся с Царственными узниками и разделившие Их участь. Великий грех, преступление пред Богом и человеком — убийство ни в чем неповинных людей, женщин, детей, Помазанника Божьего. День Их мученической кончины — день нашей скорби, день воспоминания греха цареубийства, оплакивания наших грехов. Это грех всего русского народа. Согрешили «кто делом, кто словом, а кто помыслом, желанием и согласием.» За этот великий грех весь мир страдает, а русский народ — больше всех.

По прошествии 90 лет изменился ли народ, ввергнувшийся в пучину безбожия, греховности и вероотступничества, взявший на вооружение новые принципы «счастья», которое ждало Россию без Царя, а потому и Россию без Бога?

Сегодня принимаем ли мы великий подвиг Святых Царственных страстотерпцев? Чтим ли мы царя святого?
Молимся ли мы Царственным мученикам, нашим небесным ходатаям и заступникам пред Господом? Имеются многочисленные свидетельства чудесного предстательства и помощи в различных случаях святых мучеников Николая, Александры, Алексея, Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. По молитве нашей, по зову души, по крику сердца мы можем заручиться ходатайством святых страстотерпцев перед Богом. Но моля их о помощи, помним ли мы об их страданиях, об их подвиге? И готовы ли мы, как и царственные страстотерпцы, нести крест исповедничества и пить чашу скорби, если удостоит нас Господь? Должны быть готовы...

molchenskЭта святая икона явилась в 1635 году и находится в Молченской пустыни Курской епархии.

Об обстоятельствах явления этой иконы предание рассказывает следующее. Около шестисот лет тому назад, в начале XIV века, из опустошенных татарами киевских пределов пришли сюда два инока и поселились в пещере на «Чудной» горе.

Отшельники принесли с собой образ Пресвятой Богородицы, перед которым и совершали свои молитвы. После смерти иноков их предали погребению в устроенной ими пещере. Это место скоро позабылось и очень долго оставалось совершенно никому неизвестным, так как оно было пустынное и дикое, заросшее дремучими лесами, по которым бродили только бортники, отыскивая пчелиные улья для добывания меда. Но в княжение Василия Дмитриевича (1389—1425 гг.) и при митрополите Киприане Богоматери было благоугодно прославить это дикое место явлением Своего чудотворного образа.

В 1405 году один из бортников, бродя по лесу, зашел на Чудную гору и приблизился к тому месту, где были погребены иноки. Вдруг его озарило необычайное сияние. Внимательно осмотревшись, он увидел на ветвях липового дерева икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. Благоговейно опустился он на землю при виде этого чудесного знамения и услышал громкий неведомый голос: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы».

Бортник поспешил в Путивль и там рассказал гражданам города о случившемся. Духовенство в сопровождении городских властей и множества народа тотчас же отправилось на указанное бортником место явления св. иконы, и все увидели ее стоящей на дереве и окруженной небесным светом. С радостными слезами благоговейно поклонились ей и совершили молебное пение; многие тут же получили исцеление.

Благочестивые путивльские граждане воздвигли здесь временную небольшую часовню, в которой и была сначала поставлена явленная чудотворная икона. Весть о явленной иконе и чудесах от нее достигла до великого князя и митрополита. С их разрешения и содействия на этом месте была воздвигнута церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и основан общежительный мужской монастырь. В Смутное время эта обитель подверглась разорению, и игумен ее Пафнутий с братией принуждены были перейти в город Путивль, в новопостроенный там монастырь, который получил название Большого Молченского. Иноки вместе с собой взяли сюда и святую Молченскую икону.

Когда в этой обители случился большой пожар, чудотворный образ исчез неизвестно куда. На месте первоначального явления иконы в Софрониевой пустыни Сохраняется доныне точный список с нее, принесенный сюда в 1635 году при строителе Софрониевой пустыни Серапионе от сумского атамана Лукиана Константинова. Помещается эта икона в иконостасе над царскими вратами и при пении акафистов спускается на шелковых шнурах вниз для лобызания верующими.

На этой иконе Богоматерь изображена в короне, на правой руке Ее Богомладенец, а в левой лествица. Перед Ней изображен молящийся человек

tihonВасилий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника с патриархальным укладом. Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за скотиной, все умели делать своими руками.

В возрасте девяти лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году продолжает образование в Псковской семинарии. Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище — Патриарх, полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время. В 1888 году закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и три года преподает в родной семинарии. В 26 лет, после серьезных раздумий, он делает первый свой шаг за Господом на крест, преклонив волю под три высоких монашеских обета — девства, нищеты и послушания. 14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре — в иеромонаха.

В 1892 году о. Тихона переводят инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где скоро он становится ректором в сане архимандрита. А 19 октября 1899 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония его во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии. Только год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но, когда пришел указ о его переводе, город наполнился плачем — плакали православные, плакали униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине. Город собрался на вокзал провожать так мало у них послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря. Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие и просто легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них драгоценную жемчужину — православного архиерея. И только сердечное обращение самого владыки успокоило народ. И такие проводы окружали святителя всю его жизнь. Плакала православная Америка, где и поныне его именуют Апостолом Православия, где он в течение семи лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых — величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Его паства в Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и сербы, греки и арабы, обращенные из униатства словаки и русины, коренные жители — креолы, индейцы, алеуты и эскимосы.

Святитель Тихон в течение семи лет возглавлял древнюю Ярославскую кафедру,с 1914 года по 1917 год он управляет Виленской и Литовской кафедрой. В Первую мировую войну, когда немцы были уже под стенами Вильно, он вывозит в Москву мощи Виленских мучеников, другие святыни и, возвратившись в еще не занятые врагом земли, служит в переполненных храмах, обходит лазареты, благословляет и напутствует уходящие защищать Отечество войска.

Незадолго до своей кончины святой Иоанн Кронштадтский в одной из бесед со святителем Тихоном сказал ему: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну». Спустя несколько лет пророчество старца сбылось, когда митрополит Московский Тихон жребием был избран Патриархом. В России было смутное время, и на открывшемся 15 августа 1917 года Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос о восстановлении патриаршества на Руси. Мнение народа на нем выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».

Время было такое, когда все и всех охватила тревога за будущее, когда ожила и разрасталась злоба и смертельный голод заглянул в лицо трудовому люду, страх перед грабежом и насилием проник в дома и храмы. Предчувствие всеобщего надвигающегося хаоса и царства антихриста объяло Русь. И под гром орудий, под стрекот пулеметов поставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать святым Патриархом-мучеником. Он горел в огне духовной муки ежечасно и терзался вопросами: «Доколе можно уступать безбожной власти?» Где грань, когда благо Церкви он обязан поставить выше благополучия своего народа, выше человеческой жизни, притом не своей, но жизни верных ему православных чад. О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов на гибель ежедневно. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — говорил он, идя вослед за своим Божественным Учителем до конца.

Как слезно плачет новый Патриарх пред Господом за свой народ, Церковь Божию: «Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремлевским святыням, избивали священников Твоих...» Он призывает русских людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге православного русского народа светлые незабвенные дела благочестивых предков". Для подъема в народе религиозного чувства, по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года находился в заточении. Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако стали следить за каждым его шагом. 12 июня 1919 года и 9 декабря 1923 года были предприняты попытки убийства, при втором покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов. Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст. Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.

Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления Апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. «Дети, любите друг друга! — говорит в последней проповеди Апостол Иоанн. — Это заповедь Господня, если соблюдете ее, то и довольно».

В унисон звучат последние слова Патриарха Тихона: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»

georgВеликомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.

Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.

На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.

Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.

Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.

Святой Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием».

Тропарь, глас 4-й:
Яко пленных свободитель, и нищих защититель, немощствующих врач, царей поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим.


Кондак, глас 4-й:
Возделан от Бога, показался еси благочестия делатель честнейший, добродетелей рукояти собрав себе: сеяв бо в слезах, веселием жнеши: страдальчествовав же кровию, Христа приял еси: и молитвами, святе, твоими, всем подаеши прегрешений прощение.


Величание:
Величаем тя, страстотерпче святый великомучениче и победоносче Георгие, и чтим страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.


Молитва:
Святый, славный и всехвалъный великомучениче Христов Георгие! Собраннии во храме твоем и перед иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и да укрепит же данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разрушит силы возстающих враг, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имамы Божественную помощь; и всем в скорби и обстоянии сущим многомощное яви твое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и твое исповедуем предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ в храмах Георгия Победоносца пос. им.Цурюпы, Иерусалимской иконы Божией Матери г.Воскресенска.